Эксперты: В 2006г. средняя плата за мобильник упадет до минимума
На подключение новых абонентов сотовым операторам рассчитывать не приходится. Слабые темпы роста абонентской базы российские сотовые компании начали демонстрировать с самого начала текущего года: в январе прирост составил 1,9%, в феврале 1,3%, в то время как в прошлом году средний ежемесячный прирост абонентов в России составлял 4,5%. Таким образом, в настоящий момент можно с уверенностью констатировать факт: рынок сотовой связи в России наконец-то достиг своего насыщения, и теперь ждать прежнего роста абонентской базы не имеет смысла. По данным аналитиков ING, в 2006 году больше всего абонентов привлечет «Билайн» - около 9,05 млн. новых клиентов. «Мобильные ТелеСистемы» подключат примерно 9,01 млн. новых пользователей. Но даже если цифры подключений возрастут, эксперты предупреждают, что увеличение продаж сим-карт не приводит к равносильному росту выручки и прибыли. Получится наоборот: чем больше новых абонентов привлекается, тем ниже рост выручки и хуже рентабельность, так как средний ARPU (месячная выручка в расчете на одного абонента) от новых подключений гораздо ниже месячной выручки с существующих клиентов.
По итогам 2005 года по московскому региону ARPU составила 12-13 долл.(меньше, чем в предыдущие годы). Однако эксперты отмечают, что это временный процесс. Директор по связям с общественностью компании «Вымпелком» Михаил Умаров, выступивший в программе «В фокусе» телеканала РБК говорит, что действительно доход с одного абонента снижается, однако это ненадолго. «В этом году мы пройдем самую низкую точку падения доходности, а затем пойдет рост», - говорит он.
Для того чтобы этот рост был, операторы начинают менять маркетинговую политику, производить ребрендинг. Первым изменил свой бренд «Вымпелком» - оператор променял привычную пчелу на черно-желтую полосу. По оценке агентства TNS MIC, после ребрендинга количество лояльных абонентов «Вымпелкома» выросло с 22 до 31%. Компания МТС тоже недавно презентовала новый бренд - яйцо, что вызвало волну самых разных эмоциональных реакций. Генеральный директор консультационной компании «Дымшиц и партнеры» Михаил Дымшиц считает, что с точки зрения траты денег на ребрендинг действия МТС совершенно бессмысленны. «Вспомните, что после перехода «Билайна» на желто-черные полосы у него резко снизилось число новых контрактов — абоненты просто потеряли компанию из виду», - говорит он. Правда тут же он оговаривается, что у МТС потери будут намного меньше, чем у «Вымпелкома», поскольку «новых абонентов сегодня нет, а старые из-за смены логотипа оператора менять не будут».
Помимо поиска новых маркетинговых идей, операторов сотовой связи волнует вступление в силу с 1 июля закона об отмене платы за входящие звонки, в связи с чем в данный момент идет обсуждение возможных вариантов изменения межоператорских расчетов. Некоторые эксперты оценивают потери отрасли связи от введения бесплатных входящих в 1 миллиард долларов, что составляет 10% от общей выручки компаний. Компенсировать потери операторов предполагается за счет введения платы за межоператорские расходы. Предполагается, что 1 минута будет стоить 3-5 центов. Что касается стоимости минуты разговора при звонке с фиксированного телефона на мобильный, то она будет колебаться в районе от полутора до двух с половиной рублей. Изменения предполагают, что телефонное соединение, установленное в результате вызова другим абонентом, не подлежит оплате. Исключение составляют случаи, когда соединение произведено при помощи телефониста за счет вызываемого абонента или с использованием специальных кодов доступа к услугам электросвязи. Оплате также подлежат входящие звонки от абонента, находящегося в другом субъекте РФ.
Борис Овчинников, руководитель аналитического направления компании J'son & Partners говорит, что опасения операторов об отмене платных входящих преувеличены. «Вопрос цены минут по-прежнему открыт, к тому же впервые сотовые операторы будут получать деньги с операторов фиксированной связи, - говорит он. - Кроме того, ускорится процесс перетекания трафика из фиксированной связи в сотовые сети». Таким образом, по мнению эксперта, выиграет сотовая связь в целом, выиграют крупные сотовые операторы. Также операторы могут выиграть за счет быстрого роста трафика. Как показывают исследования, в 2005г. в сумме российские пользователи сотовой связи наговорили в 1,9 раз больше минут, чем в 2004г. Особенно быстро растет трафик в сети оператора «Мегафон».
Широкое проникновение сотовой связи постепенно развивает сопутствующий бизнес, такой как платежные терминалы. Согласно результатам исследования холдинга ROMIR Monitoring, наиболее востребованной услугой платежных терминалов является оплата мобильной связи — ею пользуются 91% респондентов.
Говоря о перспективах развития сотового рынка, специалисты отмечают, что операторы должны развивать неголосовые услуги - VAS-контенты, Value Added Services, Интернет, SMS-сообщения, e-mail, фото, видео, MMS, игры, определение местоположения абонента и многое другое.