Аварии в космосе, 29 мая 2015, 16:33

Причиной аварии «Протона» снова назвали разрушение подшипника

Причиной аварии ракеты-носителя «Протон-М», которая стартовала с Байконура 16 мая, стало разрушение подшипника двигателя третьей ступени. По той же причине закончился провалом запуск «Протона» годом ранее
Читать в полной версии
(Фото: ТАСС)

​Аварией ракеты-носителя «Протон-М» с мексиканским спутником связи MexSat-1 занимается специальная межведомственная комиссия во главе с Игорем Комаровым (глава Роскосмоса). Источник Интерфакса, близкий к этой комиссии, рассказал, что причина крушения — та же, что и в 2014 году, когда с Байконура стартовала такая же ракета-носитель с российским спутником связи «Экспресс-АМ4R».

«Двигатель остановился из-за разрушения подшипника. Его разрушение стало следствием повышенных вибраций ротора, возникших при работе двигателя третьей ступени», — пояснил он.

Собеседник агентства допустил, что это будет «признано конструктивным дефектом, который в сочетании с другими факторами привел к выдаче команды на аварийное выключение двигателя».

Ранее о проблемах с двигателем третьей ступени в ракетах «Протон-М» говорил вице-премьер Дмитрий Рогозин. По его словам, авария 2015 года «удивительным образом совпадает» с авариями 1988 и 2014 годов, что, по его мнению, говорит об общей причине неисправности.​ «Последняя авария, которая произошла в субботу с «Протоном», удивительным образом один в один совпадает с аварией 1988 года и 2014 года — тот же самый отказ того же самого двигателя третьей ступени ракеты-носителя «Протон-М», — сказал он (цитата по Интерфаксу).

Комментируя ситуацию с частым падением ракет, Рогозин заявил, что «при таком разложении в руководстве предприятий нечего удивляться столь высокой аварийности».

«Протон-М» стартовал с космодрома Байконур 16 мая в 8:47 мск. Ракета должна была вывести на орбиту высотой в апогее около 35 тыс. 79 км спутник MexSat-1, изготовленный концерном Boeing по заказу властей Мексики. За минуту до расчетного времени отделения разгонного блока «Бриз-М» и спутника, в 8:56 мск, на ракете возникла нештатная ситуация. По данным Интерфакса, обломки ракеты упали в Забайкальском крае, однако сотрудники Роскосмоса не смогли обнаружить элементы на земле.

Авария «Протона-М» со спутником «Экспресс-АМ4Р», произошла ровно годом ранее, 16 мая 2014 года. Тогда на 530 секунде полета на ракете-носителе возникла нештатная ситуация из-за отказа рулевого двигателя. Обломки ракеты-носителя сгорели в атмосфере, обломки «Протона-М» упали на территории Китая. Комиссия, занимавшаяся расследованием причин аварии, сообщила о производственном дефекте в ходе сборки ракеты. Источник ТАСС в космической отрасли называл причиной падения «Протона» отказ рулевого двигателя третьей ступени. Окончательно расследование пока не завершено.

Ранее в мае Следственный комитет завершил расследование еще одной крупной катастрофы с «Протонами». Ракета-носитель со спутниками ГЛОНАСС была запущена с Байконура 2 июля 2013 года, но почти сразу после старта отклонилась от курса, загорелась и упала неподалеку от стартового комплекса. По версии следователей, причиной аварии стала неправильная установка датчиков угловых скоростей, которые были перевернуты на 180 градусов, то есть фактически были установлены вверх ногами. По делу о крушении ракеты проходят четыре сотрудника Космического научно-производственного центра имени им.М. ​В. Хруничева.

Всего за период с 2010 по 2014 годы «Протоны-М» потерпели несколько аварий, в результате которых были утрачены шесть российских спутников.​

Pro
Ставки более 25%: что может стать альтернативой ипотеки
Pro
«Доллар вернется к ₽121». Почему падает рубль и что будет с инфляцией
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Как руководитель подталкивает сотрудников к увольнению — 7 ошибок
Pro
Аналитики советуют инвестировать в биткоин, а не в золото. Почему
Pro
Обыск или выемка: почему необязательно давать пароли от личных устройств
Pro
У судей новая позиция по крупным сделкам. К чему готовиться компаниям