Общество, 29 июл 2013, 01:03

Как заставить средний бизнес расти

Читать в полной версии
Фото: Из личного архива

Компании и предприятия, которые можно отнести к категории среднего бизнеса, очень интересны банкам. Такие компании имеют хорошую выручку (от нескольих сотен миллионов до нескольких миллиардов рублей), предоставляют качественные залоги, вовремя платят по долгам. Благодаря предприятиям среднего бизнеса банки могут диверсифицировать свои кредитные портфели. При этом уход одной компании не наносит большого урона банку, как бывает с крупными клиентами. Так что сейчас между банками идет ожесточеная борьба за таких заемщиков. Это с одной стороны, а с другой — число таких заемщиков постепенно уменьшается.

И виной тому отчасти замедление российской экономики, отчасти ужесточение регулирования предприятий среднего бизнеса. Первая проблема выражается в том, что у компаний среднего бизнеса снижаются объемы реализации товаров и, как следствие, прибыльность. В результате те компании, которые консервативно управляют своими финансовыми потоками, стали сокращать объемы кредитных заимствований и приводить их в соответствие с объемами реализации своей продукции. Те же компании, которые ориентированы на более агрессивный объем заимствований, как правило, готовы брать на себя более высокие риски, но они порою не всегда бывают оправданны. Сужение спроса приводит к росту конкуренции и снижению рентабельности, что в числе прочего увеличивает риски кредитования таких предприятий.

Другая проблема, которая препятствует развитию предприятий среднего бизнеса, — избыточность административных барьеров. Стараясь обойти их, предприятия уходят в тень: структура их бизнес-процессов, денежные потоки и отчетность становятся менее прозрачными. А это, в свою очередь, ограничивает им доступ к кредитным ресурсам банков, поскольку не позволяет последним проанализировать реальное состояние компании.

Решить первую проблему, как я считаю, можно за счет формирования специализированных предложений для предприятий среднего бизнеса, учитывающих специфику и риски той отрасли, в которой они работают. Вторую — за счет поддержки государства. К примеру, соответствующие госорганы могли бы предоставлять гарантии для поддержки предприятий среднего предпринимательства при их кредитовании. Совместная задача состоит в том, чтобы условия гарантирования были приемлемы как для средних предприятий, так и для коммерческих банков.

Предоставление дешевой ликвидности может также принципиально сказаться на рыночной динамике и поддержать средние предприятия. Ведь, получив доступ к дешевым и, самое главное, длинным деньгам, собственники и менеджеры средних предприятий смогут более активно строить и реализовывать планы по техническому перевооружению и модернизации своих предприятий.

Константин Колпаков, вице-президент, член правления ОАО «Уралсиб»

Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
От чего нас лечат: 5 несуществующих диагнозов
Pro
Чучхе по-китайски. КНР начала перезагрузку экономики ради победы над США
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
«Увидим инопланетян на нашем веку»: во что еще верит физик Митио Каку
Pro
«Без вас как без рук»: четыре манипуляции, на которые нельзя поддаваться
Pro
Манипуляции в паре: 8 главных техник
Pro
Бессердечие и недружелюбие: кто такие темные эмпаты