В России может появиться институт авиашерифов
А.Чекалин отметил, что такие сотрудники в штатском могли бы сопровождать самолеты опасных направлений. Кроме того, считает замминистра, они могли бы следить за поведением граждан и пресекать случаи хулиганства во время полета.
Немногим ранее Европейский союз и США уже приняли подобное решение. Заметим, что для подобного вида охраны необходим особый вид оружия, так как при выстреле из обычного пистолета пуля, вылетевшая из оружия, может нарушить герметичность воздушного судна. По-видимому, авиашерифов вооружат пистолетами типа "Оса", стреляющими резиновыми пулями. Кстати, о введении такого института говорилось ещё в начале года, но лишь двойной теракт на российских авиалайнерах заставил чиновников МВД вернуться к этому вопросу.
Также сегодня стало известно, что по инициативе МВД и Минтранса отныне установлен новый порядок оформления проездных документов. По словам замглавы МВД, "если раньше в проездных документа указывалась фамилия и один или два инициала, то теперь будут указываться полные данные гражданина, в лучшем случае - его паспортные данные".
А.Чекалин также отметил, что аналогичный порядок планируется ввести в междугородные и международные автобусные перевозки "поскольку, когда в автобусе передвигаются около 40-70 граждан, это имеет значение". "Хотя я не уверен, что мы это обязательно сделаем, но есть такой подход, и мы считаем его конструктивным", - отметил первый зам. министра.
Замглавы МВД также сообщил, что прорабатывается вопрос о взятии под милицейскую охрану периметра авиапредприятий и аэропортов. Он пояснил, что это может быть сделано за счет выставления постов вневедомственной охраны. А.Чекалин особо подчеркнул, что эта услуга, по всей видимости, будет оказываться авиаперевозчикам на платной основе.
Также МВД РФ будет выставлять во всех зонах предполетного досмотра офицеров органов внутренних дел. 28 августа с.г. главой МВД было подписано соответствующее распоряжение. Целью такого решения явилось усиление досмотровых мероприятий и обеспечение мер безопасности совместно со службами авиационной безопасности.
А.Чекалин отметил, что роль сотрудников милиции "будет заключаться в проведении опроса граждан, контроле линии их поведения, при необходимости они будут проводить проверку документов и устанавливать личность, а также не допускать провоз оружия, наркотиков и взрывчатых веществ". Кроме того, перед сотрудниками органов внутренних дел будет стоять задача "сверки массива данных на пассажиров с данными органов внутренних дел для того, чтобы своевременно выявить лиц, которые скрываются от суда и следствия", отметил первый зам. министра.
Кроме того, А.Чекалин сообщил, что МВД и Минтранс РФ пришли к выводу о необходимости форсирования работы над законом "Об авиационной безопасности", в котором, в частности, необходимо установить перечень предметов, запрещенных к перевозке, а также "законодательно определить снятие пассажира или багажа с рейса". Первый зам. главы МВД также проинформировал, что МВД, Минтранс и Минэкономразвития РФ разрабатывают систему по введению биометрических данных в гражданские и заграничные паспорта граждан России для того, чтобы исключить их подделку.
Одной из главных проблем органов внутренних дел на транспорте остаётся ложные предупреждения о взрывных устройствах. Ежегодно в России фиксируется около 800-900 случаев "телефонного терроризма" на транспорте. По словам представителя МВД, во всех случаях проводятся необходимые проверки, возбуждаются уголовные дела и проводится расследование. Телефонные террористы "выматывают нервы пассажирам, отвлекают силы правопорядка и провоцируют сбои в системе авиаперевозок", указал А.Чекалин.
Вместе с тем он отметил, что в последнее время звонков с подобными сообщениями стало значительно меньше. Как считает А.Чекалин, это стало следствием жестких мер, принимаемым по отношению к телефонным террористам, сотрудниками правоохранительных органов и судами. Кроме того, добавил он, в системе транспортной милиции созданы фонотеки голосов "телефонных террористов", которая дает основание к привлечению террористов к уголовной ответственности.