Общество, 29 авг 2006, 16:15

Законодательные льготы подвигнут бизнес к благотворительности

Отсутствие в России системы налоговых льгот для благотворительности ведет к тому, что государство отнимает значительную часть пожертвований, которые передают нуждающимся компании или частные лица. О необходимости изменения ситуации говорится давно, идею внесения поправок в явно устаревший базовый Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" поддерживают не только представители бизнеса, но и верховная власть.
Читать в полной версии

Первый вице-премьер правительства РФ Дмитрий Медведев, например, считает, что российская благотворительность нуждается в разработке новых четких правил финансирования. Основным препятствием сегодня в РФ является несовершенство соответствующей законодательной базы.

Действующие нормы налогового кодекса не позволяют в полной мере оказывать благотворительную помощь, тем самым создаются препятствия, в том числе бизнесу, сказала в эфире телеканала РБК в программе "Капитал" член комиссии Общественной палаты по вопросам развития благотворительности Елена Семерикова. Поправки в законодательную базу, корректирующие закон в соответствии с налоговым и гражданским кодексами, комиссия планирует представить на осеннюю сессию Госдумы.

Практика налогообложения благотворительных сумм существует во всем мире. Другое дело, что в РФ своя специфика, которую предстоит учитывать всем сторонам своеобразного «конфликта». Так, власти опасаются финансовых махинаций, ухода от налогов, утечки денег террористам, а подобные злоупотребления имели место в 90-е годы. Пока не на стороне благотворителей и общественное мнение. По соцопросам, немалое число сограждан также подозревают предпринимателей в желании минимизировать налоги, «отмыть» деньги и даже «откупится» после неправедной приватизации. Потому без выработки прозрачной, удобной и ненакладной системы благотворительной помощи, прежде всего, пострадают те, кто в ней нуждается. По различным данным, в РФ размер пожертвований, или благотворительного рынка, составляет всего 1,5 млрд долл. в год, учитывая, что треть населения, по официальной статистике, живет за чертой бедности, и велика потребность в финансировании у науки, образования, медицины, многих отраслей социальной сферы. При этом в США в 2004 году на различные виды благотворительности было пожертвовано 2% от ВВП - почти 250 млрд долл.

Хотя ситуация постепенно меняется к лучшему, если сравнить с предыдущим 10-летием. По экспертным оценкам, до 11% чистой годовой прибыли тратят на благотворительность российские компании, и на их долю приходится до 70% всех пожертвований. При этом стоит учитывать, что в развитых экономиках у бизнеса другие финансовые возможности, и Уоррен Баффет или Билл Гейтс могут жертвовать десятки миллиардов долларов. Там отрегулированное законодательство, и не было большого разрыва в традициях благотворительности в филантропии, как в России. Постепенно отечественные предприниматели отходят от позиции, что на данном этапе, когда идет развитие бизнеса, их задача правильно и своевременно платить налоги, а задача государства с этих налогов подпитывать социальную сферу. Для российских публичных компаний на сегодняшний день благотворительность – это моральная составляющая бизнеса, говорит председатель правления «Юниаструм банка» Павел Неумывакин, отмечая, что существующее ныне двойное налогообложение благотворительности, когда платит и отправитель денежных средств, и получатель, несправедливо. «Налог должен уплачиваться один раз, и платить его должна структура, зарабатывающая деньги», - уверен эксперт.

Сейчас налоговое законодательство не предоставляет каких-либо существенных льгот компаниям-благотворителям. Хотя нельзя сделать однозначный вывод, что государство не заинтересовано в их деятельности. Компании не имеют права уменьшать свою налогооблагаемую базу на расходы, связанные с благотворительностью. В свою очередь, если физическое лицо отчисляет часть своего дохода на эти цели, то ему предоставляется социальная налоговая вычета в размере денежных сумм, которые он перечислили на благотворительные цели, если они не превышают 25% от его общего годового дохода. Таким образом, государство все же поощряет благотворительность. Правда, льготы имеют только лица, получившие доход, с которого уже был уплачен соответствующий налог.

За последние пять лет объемы благотворительной помощи выросли в 2-3 раза, говорит старший менеджер департамента общественных связей и маркетинга «Росбанка» Анна Плотникова. То есть, бизнес готов осуществлять повышенные благотворительные программы, несмотря на очень жесткое законодательство. Многие бизнес-структуры расценивают благотворительность как некую социальную инвестицию, и поэтому, несмотря на существующую ситуацию, занимаются ею. А по мнению президента компании «Евросеть» Элдара Разроева, неважно, есть налоговые льготы, или их нет. Это никоим образом не сказывается на желании заниматься благотворительностью. «Знаю много людей, которые реально этим занимаются, и, наверняка, они даже не читали этот закон, - говорит он. - Если человек не занимается благотворительностью, какой закон ни напиши, ему это не поможет».

Впрочем, «благотворительный» закон, которому более 10 лет и который принимался в отличных от нынешних экономических и политических условиях, все же, скорее всего, ждут изменения. О необходимости внесения поправок говорят в парламенте и в правительстве. Хотя, по мнению экспертов, как такового налога на благотворительность нет, просто компания лишена права включать в налогооблагаемую базу расходы, которые были направлены на благотворительные цели. То есть, для компании все эти средства автоматически становятся дороже на 24%. Поэтому, в льготах заинтересованы не столько компании, сколько получатели помощи. Потому что, в принципе, компания-«донор» заранее планирует, сколько налогов будет с этих сумм уплачено. И при внесении изменений поступления нуждающимся увеличились бы на 24%.

В первую очередь необходимы поправки, регламентирующие четкий порядок действия организации, которая желает заниматься благотворительностью. В каком порядке она должна уплачивать налоги и с каких сумм. Потому что сейчас закон имеет отсылочный характер к Налоговому кодексу. Чтобы разобраться в «благотворительных» налогах, необходимо четко ознакомится с положениями всего НК, понять, имеет ли в данном случае право физлицо, получающее помощь, право на налоговые вычеты? Не должна ли здесь организация выступить в качестве налогового агента? «Может, имело бы смысл привести пару примеров, и на практике в законе прописать, что и в каком случае необходимо делать организации или физлицу, если они желают оказать кому-либо помощь, - говорит партнер МКА «Барщевский и партнеры» Владимир Букарев. - В этом случае компании не боялись бы допустить какую-либо ошибку в порядке оформления своей благотворительной деятельности, чтобы за свой хороший поступок еще и понести наказание».

Пока неясно насколько оправдаются ожидания некоторых занимающихся благотворительностью предпринимателей, иметь не только налоговые льготы, но и транспортные, лицензионные, таможенные. Эксперты считают, что в этом спорном вопросе есть своя логика. И, возможно, если будут предоставлены такие льготы, то бизнесмены смогут получать большую прибыль и, соответственно, делать большие отчисления на благотворительные цели. Более весомые шансы у западной идеи внедрения в России эндаументов - ресурсных фондов, сформированных из целевых взносов или пожертвований. Их прибыль не облагается налогом, и ее используют на благотворительные цели, например, для поддержки учебных заведений.

Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР