Ученые: Из школьных любимчиков вырастают более здоровые люди
В ходе исследования ученые из Университета Стокгольма в течение 30 лет наблюдали за 14 тыс. людей 1953 года рождения. Как показали результаты, опубликованные в журнале The Journal of Epidemiology and Community Health, дети с самым низким уровнем популярности в школе в 9 раз больше подвержены риску ишемической болезни сердца, часто болеют диабетом, а также более склонны к алкогольной, наркотической зависимости и умственным нарушениям.
Уровень популярности школьников был оценен по поступлению ими в 6 класс в 1966 году путем опроса их одноклассников, которых спросили, с кем они предпочитают иметь дело, а с кем нет. Каждый участник проекта был отнесен к одной из пяти групп популярности согласно полученным голосам. Позднее эти данные были сопоставлены с информацией, предоставленной медицинскими учреждениями в период с 1973г. по 2003г. Оказалось, что у любимчиков дела со здоровьем были намного лучше. Зато "белые вороны", "синие чулки" и прочие личности, бывшие на отшибе школьного социума, в 4 раза чаще обращались за медицинской помощью с жалобами на проблемы с пищеварением, обменом веществ и гормональные нарушения и в 2 раза чаще страдали умственными расстройствами.
По словам ведущего исследования Илвы Альмквиста, страдающие низким уровнем популярности в школе обычно не имеют социальной поддержки и получают меньше информации, чем их общительные сверстники. Тем самым порождается низкая самооценка, которая может привести к уменьшению ожиданий от жизни и снижению амбиций. Отсюда вытекают и другие неприятные последствия, включая нездоровый образ жизни - пристрастие к алкоголю и сигаретам. "Такое поведение известно как самый большой риск для сердечных заболеваний", - говорит И.Альмквист.
"Дети, которые чувствуют недооценку со стороны окружающих, и те, над которыми издеваются в школе, часто вырастают неуверенными в себе. Они начинают искать утешение в переедании, избыточном количестве сигарет и алкоголя, и позднее находятся на грани хронических заболеваний. Очень важно сделать все, что в наших силах, чтобы помочь детям и подросткам чувствовать себя оцененными", - добавил профессор Алан Марион-Дэвис, президент организации UK Faculty of Public Health.