Дело о госизмене главы Group-IB, 29 сен 2021, 10:45

Главу Group-IB арестовали по делу о госизмене

Илья Сачков будет находиться под арестом до 27 ноября. Накануне в Group-IB прошли обыски, в компании сообщали, что не знают их причину
Читать в полной версии
(Фото: Андрей Любимов / РБК)

Основателя и гендиректора компании Group-IB Илью Сачкова арестовали на два месяца решением Лефортовского районного суда Москвы. Об этом РБК сообщили в пресс-службе суда.

Сачкова подозревают в совершении преступления, предусмотренного ст. 275 УК (государственная измена). Максимальное наказание по этой статье — лишение свободы на срок до 20 лет. Сачкова арестовали до 27 ноября.

Накануне в московском офисе Group-IB прошли обыски. В пресс-службе компании в ночь со вторника на среду сообщали, что не располагают данными о причинах оперативно-разыскных мероприятий.

27 сентября в Лефортовский суд поступили ходатайства об обысках в жилищах по девяти адресам по делу о госизмене. Относятся ли они к делу Сачкова, пока не известно.

Источник телеканала RTVI рассказал, что Сачкова задержали утром 28 сентября, и связал с этим прошедшие в офисе обыски. Еще один собеседник телеканала утверждал, что связаться не удается и с сооснователем Group-IB Дмитрием Волковым.

В Group-IB РБК сообщили, что обслуживание клиентов идет в штатном режиме. Ранее Сачков утверждал, что, если российский офис закроется, его функции будет выполнять Сингапур, где находится штаб-квартира компании.

Уголовные дела по ст. 275 подследственны ФСБ. Из-за того, что их материалы содержат гостайну, дела, как правило, рассматриваются в суде в закрытом режиме. Так, например, произошло с делом доцента Московского авиационного института Алексея Воробьева, которого в апреле приговорили к 20 годам колонии строгого режима, с делом бывшего помощника полпреда президента в Уральском федеральном округе Александра Воробьева, которому дали 12 с половиной лет колонии строгого режима. Также в закрытом режиме проходят заседания по делу советника главы «Роскосмоса» и бывшего журналиста Ивана Сафронова.

Компания Group-IB была основана Сачковым и Волковым в 2003 году, им же принадлежит контрольный пакет акций. Волков занимает должность технического директора. Group-IB занимается предотвращением кибератак и расследованием преступлений, совершенных с использованием высоких технологий. Компания разрабатывает инструменты для борьбы с онлайн-мошенничеством, а также работает в сфере компьютерной криминалистики и аудита систем информационной безопасности.

В интервью РБК в декабре 2020 года, говоря о возможной угрозе для компании и ее сотрудников из-за ее деятельности, Сачков утверждал, что «убивать людей достаточно глупо» и проще дискредитировать человека: «Проще дискредитировать человека, показать, что компания как-то обманывает государство. Мое любимое утверждение, что Group-IB — это американские шпионы или что мой дедушка — это знаменитый профессор криптографии [бывший сотрудник КГБ Владимир] Сачков. К слову, это просто однофамилец».

Илья Сачков окончил МГТУ им. Н.Э.Баумана, вместе с сокурсниками открыл частное кибердетективное агентство, сообщается на сайте Group-IB. Позже оно превратилось в компанию, которую он сейчас возглавляет. В 2016 году Сачков вошел в рейтинг 30 самых перспективных молодых предпринимателей (до 30 лет) в категории Enterprise Tech, а также в рейтинг самых успешных молодых бизнесменов России. Три раза становился победителем российского этапа конкурса Entrepreneur of the Year, который учредила компания Ernst & Young, в разных номинациях, также в 2018 году вошел в шорт-лист «100 выдающихся людей года», составленный РА «Эксперт». Является доцентом кафедры информационной безопасности МГТУ им. Н.Э.Баумана.

В ноябре 2019 года Сачков стал участником стычки с таксистами в Москве. Источники РБК сообщали, что на Сачкова пожаловался водитель такси, который рассказал, что последний выстрелил в него из газового пистолета, когда тот стоял в пробке. В Group-IB заявили, что действия Сачкова были самообороной из-за угрозы его жизни и здоровью. По данным компании, бизнесмен попросил нескольких водителей уехать, но один из них начал ему угрожать.

Сачков несколько раз встречался с президентом Владимиром Путиным, в том числе в феврале 2019 года на вручении премии «Немалый бизнес» для предпринимателей малого и среднего бизнеса в России. Бизнесмен рассказал президенту о работе компании и попросил его упростить систему валютного контроля при покупке российских ИТ-продуктов клиентами из-за рубежа. Путин пообещал «обязательно пообсуждать» этот вопрос.

В среду, отвечая на вопрос о том, доложила ли ФСБ Путину об аресте основателя Group-IB, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что спецслужба «ежедневно докладывает главе государства по своим профильным вопросам».

В 2013 году инновационный центр «Сколково» написал со ссылкой на сообщение компании, что Group-IB получила лицензию ФСБ, которая дает компании право работать с гостайной. Сейчас ссылка на сообщение Group-IB, на которое ссылается «Сколково», не работает, также лицензии ФСБ нет в списке на сайте компании.

В марте 2020 года стало известно, что власти США заподозрили главу департамента сетевой безопасности компании Никиту Кислицина в сговоре с хакером, взломавшим платформу Formspring. Минюст США утверждал, что Кислицин пытался продать похищенные в результате взлома данные пользователей. В Group-IB сочли обвинения бездоказательными.

Предыдущее громкое дело об аресте и обвинении специалистов по кибербезопасности в госизмене было возбуждено в 2016 году. Тогда в государственной измене заподозрили сотрудников Центра информационной безопасности (ЦИБ) ФСБ Дмитрия Докучаева и Сергея Михайлова, а также предпринимателя Георгия Фомченкова и руководителя отдела расследования компьютерных инцидентов «Лаборатории Касперского» Руслана Стоянова. Адвокат Иван Павлов сообщал, что фигурантов дела обвиняют в госизмене в пользу США.

По одной из версий, аресты могли быть связаны с расследованием DDoS-атаки на платежную систему Assist в 2010 году, из-за которой «Аэрофлот» несколько дней не мог продавать билеты. Расследование вел ЦИБ ФСБ. Виновным по этому делу был признан основатель конкурирующей платежной системы Chronopay Павел Врублевский. В расследовании принимали участие Михайлов и Докучаев, а техническую экспертизу проводила «Лаборатория Касперского».

В 2018 году Докучаев и Фомченков подписали досудебные соглашения с частичным признанием вины. Источник РБК тогда сообщал, что фигуранты признались в том, что передавали сведения зарубежным спецслужбам «в неформальном порядке». При этом, по его словам, они настаивали на том, что не осознавали криминального характера происходящего. «Утверждают, что таким образом помогали бороться с киберпреступностью по всему миру. Например, [переданная информация должна была помогать] наказывать тех киберпреступников, о действиях которых они знали, но формально не имели возможности что-то сделать, так как те «не работали по России», то есть совершали преступления в других странах», — говорил собеседник РБК.

Адвокат Сергея Михайлова Руслан Голенков сказал РБК, что Илья Сачков был свидетелем стороны обвинения в деле ЦИБа ФСБ. Один из осужденных по делу, Дмитрий Докучаев, признавший вину, в мае этого года вышел из колонии по УДО, это первый за последние годы известный случай условно-досрочного освобождения фигуранта дела о госизмене. Защищавший Докучаева адвокат Андрей Чегодайкин сказал РБК, что после выхода с его доверителем не проводили никаких следственных действий по старым или новым уголовным делам. Он подтвердил, что фамилия Сачкова звучала в деле ЦИБа, но, поскольку дело Докучаева слушалось в особом порядке без вызова свидетелей, о содержании его показаний он ничего не знает и, скорее всего, они не имели отношения к Докучаеву.

Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ