Общество, 29 окт 2013, 04:58

Закончим с расширением в Европу — возьмемся за Китай

Читать в полной версии
Фото: РБК

Нынешний сезон Континентальной хоккейной лиги стал уже шестым. В этом году лига приросла еще одной командой из дальнего зарубежья — хорватским «Медвешчаком». На следующий сезон планы еще более серьезные — в КХЛ вступит один из лидеров финского хоккея «Йокерит». О развитии лиги, возможности появления клубов КХЛ в Китае, Корее и Японии, а также о развитии своего телеканала в HD-качестве глава «КХЛ-Маркетинг» ИЛЬЯ КОЧЕВРИН пообщался с корреспондентами РБК daily НИКОЛАЕМ ЧЕГОРСКИМ и АНАСТАСИЕЙ КАРПОВОЙ.

— С этого сезона КХЛ соз­дает систему бонусов для клубов. Можно подробнее об этой программе?

— Мы назвали это программой лояльности. Наши спонсорские договоренности мы переносим на клубы. Например, «Шевроле» предоставляет в пакете по автомобилю на клуб, «МегаФон» дал сотрудникам команд льготные тарифы, «Кастрол» — свое масло и обслуживание. Но это первый шаг. Одна из основных задач «КХЛ-Маркетинг» — перераспределение прибыли лиги среди клубов.

— То есть теперь любой спонсор, который будет входить в КХЛ, должен будет соответствовать этой программе лояльности и предоставлять свои продукты клубам?

— Скажем так, при переговорах с любыми спонсорами мы теперь будем ориентироваться не только на денежную сторону, но и на те возможности, которые спонсор сможет предоставить клубам. За эти пять с небольшим лет, что существует КХЛ, для многих компаний стало приятно ассоциироваться с хоккеем. Теперь не мы бегаем за ними, а они за нами. Это важный момент развития лиги.

— Какие еще новинки внедрила КХЛ в нынешнем сезоне?

— Самое важное — появление full HD телеканала КХЛ, потому что это и самая затратная, и самая видимая часть лиги. Пока он распространяется бесплатно, но это нормальная практика, так как болельщик должен привыкать к новому продукту. Теперь мы можем показать зрителю гораздо больше хоккея в высоком качестве. Вдобавок к трансляциям на ВГТРК и региональным каналам. Новый телеканал — это некий локомотив, который должен вытянуть КХЛ на новый уровень.

— Телеправа на трансляции матчей КХЛ — это основное направление работы «КХЛ-Маркетинг»?

— Нет, основное — это работа со спонсорами и зарабатывание денег. У нас это происходит разными способами. И продажей телеправ в том числе. Мерчендайзинг, картинка в телевизоре и в Интернете. В России пока телеправа не являются столь дорогими, как в Северной Америке. Поэтому основной заработок КХЛ — спонсорские деньги.

— Поделитесь цифрами? Сколько, например, потратила ВГТРК на трансляцию более 140 матчей КХЛ в нынешнем сезоне?

— С ними мы работаем по принципу равноценного обмена. Они приобретают у нас права на матчи, мы покупаем у них рекламное время, «упакованное» внутри трансляции. Примерно это стоит одинаково. Так как «Россия 2» — открытый федеральный канал, то для нас присутствие на нем — важный фактор раскрутки КХЛ. Платный телеканал подразумевает, что на нем будет гораздо меньше рекламы.

— Удалось ли закрепиться на североамериканском рынке после прошлогоднего локаута в НХЛ?

— Интерес к КХЛ в США и Канаде возрос очень сильно. Мы это видим по тому, как нас читают, по количеству кликов. В Интернете нас смотрят на ура, в том числе и в платном приложении. Пока аудитория измеряется десятками тысяч зрителей. Да, среди них есть тот сегмент, который интересуется хоккеем всегда и везде и готов его смотреть в очень больших объемах. Эти люди понимают, что после НХЛ лучшая лига мира — КХЛ. Европейская аудитория тоже выросла очень сильно. Но тому есть много объяснений. Одно из главных — расширение КХЛ, появление клубов в Хорватии, Чехии и Словакии. На сегодняшний день 30 европейских стран покупают у нас картинку. Причем среди них есть и совсем не хоккейные государства, например Армения. И интерес этот будет множиться после вступления в КХЛ одного из ведущих финских клубов — «Йокерита».

— Какие преимущества КХЛ дал локаут?

— Мы сумели выжать из него одну важную вещь — мы смогли поднять интерес к хоккею в России на новый уровень. Многие в нашей стране видели, как играют Малкин, Дацюк и Овечкин, но мало кто наблюдал их вживую постоянно. Когда они приехали к нам, то посещаемость матчей КХЛ сразу возросла. Увеличилась и женская аудитория. Это не значит, что девочки просто пришли смотреть на красивых мальчиков. Это значит, что мамы, глядя на суперзвезд хоккея, видят для своих детей такое же будущее. И они для себя примеряют, как этот вид спорта может изменить их жизнь. Они видят те суммы контрактов хоккеистов, что печатаются в газетах, и понимают, какие перспективы для их детей открываются. Да, подготовить своего ребенка для профессионального хоккея с 6 до 18 лет стоит в России примерно миллион долларов. Это экипировка, транспорт, лед, здоровье. Но эти деньги могут окупиться за один сезон при переходе во взрослый хоккей. Почему именно мама поведет своего ребенка в хоккей, а не в футбол? Потому что мы хоккейная страна и по-другому быть не может, потому что у нас девять месяцев в году холодно. Наш хоккей дал миру куда больше мастеров высочайшего уровня, чем тот же футбол. Пример Владивостока, где клуб КХЛ появился только в этом году и где трибуны заполняются почти на каждом домашнем матче «Адмирала», крайне показателен. Люди идут на хоккей «с нуля».

— Вячеслав Фетисов вообще предлагал выделить миллиард долларов и во время локаута выкупить контракты всех суперзвезд НХЛ, чтобы они играли в нашей лиге...

— Думаю, Вячеслав Александрович просто пошутил. Он вообще большой приколист по жизни. Фетисов бросил пробный шар, чтобы напугать людей за океаном. Этого в реальности не могло произойти. Вы же понимаете, что это просто нереально. Во-первых, на всех лучших игроков НХЛ потребовалось бы больше миллиарда. Во-вторых, решение, приезжать в КХЛ или нет, принимали бы сами игроки и их агенты. Они же не рабы на галерах, а свободные люди со своей точкой зрения.

— А как прокомментируете заявление президента Международной федерации хоккея (IIHF) Рене Фазеля о том, что КХЛ развивается слишком агрессивно?

— Знаете, одно из немногих выражений Рене Фазеля, которое он хорошо говорит по-русски: «Тихо, тихо». Его желание понятно — он хочет, чтобы процесс экс­пансии КХЛ в Европе шел более контролируемо со стороны IIHF. Федерация была монополистом на европейском рынке хоккея десятилетия. И внезапное появление структуры, которая начала забирать ее функции, вызывает опасения.

Задача бюрократов в IIHF — контролировать процесс, наша — развить хоккей в Европе и достичь уровня 30-летней давности, когда это был sport of choice в Старом Свете. Мы вообще в идеале хотим, чтобы чемпионат был непрерывен и топовые матчи проходили в идеальные сроки. Задача лиги — организовать соревнования, продать их и монетизировать интерес зрителей к хоккею. У нас совершенно разные цели.

— Недавно руководство «Слована» заявило о том, что по итогам прошлого сезона они получили прибыль в 300 тыс. долл. Получается, в КХЛ, наконец, появился первый прибыльный клуб?

— Я знаком с финансовой ситуацией в «Словане», и, скорее всего, озвученные цифры — это доход, причем не общий, а только от продажи билетов. Надо учесть, что клуб получает в аренду домашнюю арену от города практически бесплатно, что увеличивает прибыль от продажи билетов.

— То есть прибыльный клуб КХЛ — это пока утопия?

— Теоретически такой клуб возможен уже сейчас. Но для этого необходимы следующие условия: большой дворец на 16—17 тыс., отсутствие лимита на легионеров и свободный рынок игроков, на котором можно оптимизировать зарплатную ведомость, а также возможность продавать места на арене, паркинг и атрибутику. Эти факторы позволят клубу по крайней мере выйти в ноль.

— Под это определение идеально подходит лишь минское «Динамо»...

— Проблема в Минске в том, что там очень низкая покупательная способность населения. Недавно оргкомитет чемпионата мира 2014 года, который пройдет в Беларуси, объявил минимальную планку цен на билеты, которая составляет 6 долл. Это очень и очень маленькая цена. Прибыльный клуб КХЛ возможен в Финляндии, а именно «Йокерит», в любом клубе Швейцарии, где по всей стране много вместительных арен, и в Словакии. Почему именно там? В Словакии, как я уже сказал, очень низкая аренда дворцов спорта, которые принадлежат государству. Плюс посещать матчи там будут не только словаки, но и австрийцы (расстояние от Вены до Братиславы — несколько десятков километров), и чехи, и венгры.

— Президент СКА Геннадий Тимченко отмечал, что КХЛ должна проникать на тихоокеанский рынок. Согласны с ним?

— Безусловно. В 2018 году Олимпиада пройдет в Южной Корее. А так как хоккей — главное действие Зимних игр, то в Корее, Китае и Японии будет хоккейный бум. Есть вариант, по которому действовала НБА. Она десять лет бесплатно показывала в Китае свои игры. И возник огромный интерес, в НБА появился первый китайский баскетболист Яо Мин, выросший в суперзвезду лиги. И после этого НБА начала продавать свои трансляции и получать прибыль. Ведь надо понимать, что китайский рынок колоссален. Если бросить картинку КХЛ только на север Китая, то по количеству зрителей она перекроет всех остальных вместе взятых: и Россию, и Европу, и Америку. Там есть великий потенциал. Только это вопрос не года-двух, а десяти лет. Китайцы же тоже не ахти как играют в футбол, однако количество покупок маек «Манчестер Юнайтед» после подписания контракта с Пак Джи Суном в этой стране возросло до нескольких миллионов. Достаточно заинтересовать всего 1% населения Китая — и все наши затраты на развитие КХЛ в этом регионе окупятся.

— И когда начнете заниматься хоккеем в Китае и вообще в Азии? НХЛ одно время проводила стартовые матчи сезона в Японии, но довольно быстро ушла с этого рынка.

— Мы уже об этом думаем. Спутники готовы покрыть КХЛ ТВ всю северную часть Китая. В принципе, думаю, следующим шагом должен стать перевод официального сайта КХЛ на китайский язык. По сведениям большинства американских компаний, появление китайской версии сайта увеличивает его аудиторию в разы. Но все это в недалекой перспективе. Первостепенная задача лиги на сегодня — закончить европейское расширение.

— И насколько далеко дойдет это расширение? В свое время говорилось о проектах клубов КХЛ в Париже и Лондоне.

— Великобритания и Франция — не самые хорошие хоккейные рынки. Английские и французские клубы не интересны КХЛ, так как они по своему классу не соответствуют уровню лиги. Тем более в спортивный рынок Западной Европы проникнуть и занять в нем значимый сегмент очень сложно. Там люди привыкли смотреть футбол, горные лыжи, теннис, гандбол и другие виды спорта. Швейцария, Дания и Норвегия сейчас куда более интересные для нас проекты. Глава КХЛ Александр Медведев уже говорил, что 32 клуба — первоначальный этап развития лиги и оптимальное количество. Если будет больше, то это создаст сложности в логистике.

— Можно сказать, что отношения между НХЛ и КХЛ сейчас охладились. Ведь еще пару лет назад заокеанские клубы проводили в Санкт-Петербурге и Риге выставочные матчи, а сейчас такого нет и в помине.

— Наоборот. Я считаю, что у нас очень хорошие отношения. Они укрепляются, мы больше друг другу доверяем, подписали договор о разрешении споров, который беспрекословно соблюдается каждой из сторон. За время его существования не было ни одного момента, когда мы не смогли бы договориться по спорным вопросам.

— Комиссионер НХЛ Гари Бэтмен жестко высказался насчет проведения «Кубка Виктории», то есть матчей обладателя Кубка Гагарина и Кубка Стэнли. Но что мешает проводить выставочные матчи, как сейчас у баскетбольного ЦСКА с «Миннесотой» и «Сан-Антонио»?

— Это все равно вопрос денег. НХЛ считает, что она настолько крута, что платить за их приезд должны мы. Точка зрения КХЛ такова, что поскольку это совместный продукт, то расходы надо делить пополам. НХЛ еще не до конца перестроилась под новые реалии. Пять лет назад они владели монополией на мировой хоккей, все лучшие хоккеисты выступали за них. Теперь ситуация несколько изменилась, и такой гегемонии НХЛ в мире уже нет. Это для них ни плохо, ни хорошо — это реальность, с которой надо мириться. Три года назад матчи в Санкт-Петербурге и Риге против «Каролины» и «Финикса» были выгодны нам в долгосрочной перспективе развития лиги, но довольно убыточными в плане финансов.

— Сумма, названная чешской стороной во время матча их клубов против команд НХЛ в том же 2010 году, в размере 3 млн долл. американской стороне за матч соответствует действительности?

— Чуть-чуть поменьше. Есть абсолютно разные модели, как это сделать. Можно поделить расходы на приезд команды, есть модель, где внешний маркетолог привозит команду НХЛ и продает этот матч на свой страх и риск.

— В последние годы были предложения уже к КХЛ с возможностью привезти какой-нибудь легендарный клуб на выставочный матч в другую страну?

— У нас есть формат под названием «Матч звезд», который позволяет продемонстрировать хоккейное шоу, способное подогреть интерес к хоккею в различных странах. Следующий такой матч пройдет в Братиславе зимой 2014 года. Опять-таки, возвращаясь к разговору об удачном расположении Словакии, мы выбрали ее еще и потому, чтобы приобщить к КХЛ соседние Австрию, Венгрию и другие страны. Что касается обращений к КХЛ по поводу выставочных матчей, то таких предложений очень много. Например, были разговоры с французской и британской сторонами. Но для них это шоу, а для хоккеистов — очередной матч в и без того напряженном календаре. Есть вариант провести такие игры до начала регулярного чемпионата. И до аварии на «Фукусиме» мы практически договорились с Японией о проведении выставочного матча КХЛ в их стране, но затем этим спонсорам стало не до того.

 

Pro
«Уделите 80% своего внимания персоналу». Уроки лидерства с нуля
Pro
Топ-50 самых быстрорастущих компаний России. Рейтинг РБК
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
Во сколько бизнесу обходятся плохие коммуникации — результат исследования