Общество, 29 окт 2013, 01:04

Проводной Интернет прирастает провинцией

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Темпы роста российского рынка ШПД продолжают снижаться. По данным TelecomDaily, в третьем квартале этого года прирост абонентов, пользующихся услугой широкополосного доступа к Интернету, составил всего 300 тыс. человек против 400 тыс. во втором квартале и 600 тыс. в первом. Агентство зафиксировало сокращение абонентской базы у «Билайна», остальные операторы показали прирост в 1—2%. На этом фоне выделяется ТТК, сумевшая увеличить число клиентов на 12%. Вице-президент компании Светлана Шамзон объясняет это активностью ТТК в малонаселенных пунктах и приобретением магнитогорского провайдера «Магинфо».

«Рынок ШПД сейчас растет только в удаленных регионах и в малых городах, в которых у большинства операторов нет магистральной инфраструктуры, а ее строительство сложно окупить в силу низкой плотности населения», — рассказала РБК daily г-жа Шамзон. По ее словам, ТТК доступны малонаселенные пункты благодаря близкому расположению собственной магистральной сети связи, проложенной вдоль железнодорожных путей по всей России (основной акционер ТТК — ОАО «РЖД», владеет 99,99% акций).

«Разрабатывая нашу стратегию по выходу на розничный рынок ШПД, к реализации которой компания преступила в 2011 году, мы изначально рассматривали города с населением менее 300 тыс. человек. Сегодня мы уже выходим в города с населением менее 50 тыс. и даже менее 20 тыс. жителей, на которые, по последним данным, приходится порядка 30% от общего числа домохозяйства в стране», — подчеркнула г-жа Шамзон.

Она добавила, что ТТК интересны любые малые населенные пункты, в которых есть многоэтажная застройка, существенный спрос на услугу ШПД и которые расположены недалеко от магистральной сети связи компании. До конца 2013 года ТТК планирует увеличить собственную абонентскую базу до 1,5 млн пользователей, а к 2015 году — до 2,3 млн.

Абонентская база ШПД у МТС, по мнению директора компании по фиксированному бизнесу и ТВ Дмитрия Багдасаряна, растет за счет нескольких факторов: «Из-за реконструкции сетей МГТС на базе технологии GPON (оптоволоконная сеть. — РБК daily) более 40% пользователей получают дополнительные услуги оператора (ШПД и платное ТВ) помимо традиционной телефонии. В регионах рост количества абонентов ШПД происходит в первую очередь за счет продаж платного ТВ, услуг доступа в Интернет в рамках пакетных предложений, а также за счет расширения сетей», — прокомментировал результаты исследования г-н Багдасарян.

«Действительно, в последние годы большинство исследований только подтверждают факт перенасыщения рынка проводного Интернета и платного ТВ в крупных городах, — согласилась пресс-секретарь «ВымпелКома» (бренд «Билайн») Анна Айбашева. — Поэтому нет ничего удивительного в том, что рост этого сегмента в значительной степени обеспечивается переключениями от одного оператора к другому. Несмотря на этот тренд, потенциал крупных городов еще не исчерпан».

Насыщение рынка ШПД признает и «ЭР-Телеком Холдинг». «Если до 2013 года вся конкуренция была на рынке ШПД, то с начала года драйвером развития отрасли вновь становится ТВ. Цифровое ТВ приходит в массы, HD-контента и HD-каналов становится все больше. Побеждать в будущем будет именно тот, у кого будет лучший контент», — уверена представитель компании Мария Трушникова.

Представители всех операторов (включая «Ростелеком») также заявили о том, что компании продолжают развивать и улучшать качество предоставляемых услуг ШПД и цифрового ТВ.

Проблему падения рынка ШПД, по мнению главного аналитика Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карена Казаряна, нужно решать на государственном уровне. «Нашим властям необходимо принять новые, современные стандарты строительства, в которые помимо обязательных коммуникаций, радиоточки и ТВ-антенны была бы прописана возможность доступа к Интернету. Подобные правила в свое время были приняты в Японии, Австралии, Великобритании, Нидерландах и еще ряде стран. Свободный доступ к Сети они заложили в стратегиях цифрового развития своих стран», — пояснил г-н Казарян.

В России, по его словам, подобные разговоры велись еще полтора-два года назад, но дальше разговоров дело пока не зашло. «Больше половины пользователей Интернета, живущих в малых городах и селах, сегодня выходят в онлайн посредством мобильной связи. Понятно, что и у мобильного Интернета пока тоже есть свои проблемы, например с распространением 4G. Но если в течение следующего года никто не станет серьезно заниматься проблемой ШПД, то на этом рынке можно будет ставить крест. Его подомнет под себя мобильный сегмент», — уверен главный аналитик РАЭК.

По подсчетам TelecomDaily, итоговый рост количества ШПД-подключений до конца этого года составит 10—11% против 13% в 2012 году и почти 20% в 2011 году. Всего по итогам третьего квартала в России насчитывалось 26,3 млн абонентов ШПД.

Изменение кол-ва абонентов у ТОП-5 операторов широкополосного доступа

Название компании

По итогам 2 квартала 2013 года

По итогам 3 квартала 2013 года

Изменение

1

“Ростелеком”

8930000

9069000

1,50%

2

“Эр-Телеком”

2561000

2633000

2,80%

3

“МТС”

2310000

2335000

1,00%

4

Вымпелком

2349000

2301000

-2,00%

5

“ТТК”

1160000

1300000

12,00%

Источник: TelecomDaily

Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Почему холдинг Embracer Group делится на три части
Pro
Как прошло IPO МТС Банка и что будет с его акциями
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением