Общество, 29 ноя 2012, 12:00

1. Негнущиеся шведы

Индекс демократии (The Economist) Норвегия - 1 место (9,80) – "полная демократия"
Читать в полной версии
Фото: Global Look Press

Индекс демократии (The Economist) Норвегия - 1 место (9,80) – "полная демократия"

Индекс свободы прессы Финляндия, Норвегия – 1 место (-10,00)

Индекс восприятия коррупции Новая Зеландия – 1 место (9,5) Дания, Финляндия – 2 место (9,4)

Индекс экономической свободы Австралия – 3 место (83,1) – "свободная экономика" Новая Зеландия – 4 место (82,1) – "свободная экономика" Канада – 6 место (79,9) – "преимущественно свободная экономика" Дания – 11 место (76,2) – "преимущественно свободная экономика"

Рейтинг легкости ведения бизнеса Новая Зеландия – 3 место Дания – 5 место Норвегия – 6 место

Так случилось, что ассоциативное мышление среднестатистического жителя России вслед за прилагательным "шведский" непременно подставляет слово на букву "с". Формула "шведский социализм" в XX веке стала не менее популярной, чем словосочетания "шведская стенка", "шведский стол", "шведская спичка" и "шведская семья". Эта социально-экономическая модель прижилась не только в Скандинавии, но и в Новой Зеландии, Канаде, малых государствах Западной Европы (Австрия, Швейцария) и других странах, непременно занимающих первые места в рейтингах уровня жизни.

"Шведская модель социализма" порождена сочетанием социального государства и капиталистической экономики. Государство не вмешивается в деятельность частных компаний, но борется с негативными издержками рынка путем перераспределения части прибыли в пользу безработных, малоимущих и нетрудоспособных граждан. Критики этой системы считают, что власть в данном случае осуществляет "скрытую экспроприацию", а само существование "государства всеобщего благосостояния" приводит лишь к массовому иждивенчеству.

В Индексе демократии доминируют именно скандинавские страны. Первое место в рейтинге занимает Норвегия, за которой следуют Исландия, Дания и Швеция. На 5-й и 6-й позициях расположились Новая Зеландия и Австралия. Замыкают десятку стран, достигших наиболее значительных успехов в развитии демократии, Швейцария, Канада, Финляндия и Нидерланды.

Первое место в Индексе свободы прессы разделили Финляндия и Норвегия. Исландия заняла 6-е место, Канада и Дания – 10-11-е, а Швеция и Новая Зеландия оказались соответственно на 12-й и 13-й позициях. Индекс восприятия коррупции на первое место ставит Новую Зеландию, преследуемую Данией, Финляндией и Швецией. Норвегия осталась шестой, места с 8-е по 10-е заняли Австралия, Швейцария и Канада. Скандинавские страны имеют более низкие позиции в Индексе экономической свободы и рейтинге государств по легкости ведения бизнеса, уступая первые места Гонконгу и Сингапуру, однако Новая Зеландия и Австралия и здесь – в числе лидеров.

Гражданам рассматриваемых стран предоставлены широкие политические права. Демократические традиции Исландии, например, уходят корнями в X век: в 930г. впервые собрался местный парламент Альтинг, действующий и поныне (к сожалению, состав депутатов все же сменился). В октябре 2012г. исландцы провели референдум, с помощью которого добились внесения изменений в Конституцию, национализации природных ресурсов страны и церкви, а также расширение возможностей для избрания в парламент. В Сети этот пример народного волеизъявления называют мирной революцией.

Та же Исландия впереди планеты всей в деле защиты прав геев и лесбиянок. Премьер-министр Исландии Йоханна Сигурдардоттир – первый в истории открытый представитель секс-меньшинств, возглавивший правительство. Кроме того, она является первым в мире премьером нетрадиционной сексуальной ориентации, вступившим в официальный однополый брак.

На территории Копенгагена, столицы Дании, по сей день существует знаменитая коммуна Христиания. Она возникла в 1971г., когда группа хиппи незаконно вселилась в заброшенные казармы в Копенгагене. Один из идеологов Христиании Якоб Лудвигсен в своей анархистской газете провозгласил основание "Вольного города". Власти неоднократно пытались изгнать сквоттеров из их жилищ, но безуспешно. В 1995г. жители Христиании пошли на соглашение с Министерством обороны Дании, которому принадлежат казармы, и с тех пор платят налоги.

Христиания представляет собой самоуправляемый квартал Копенгагена. Его население составляет около 1 тыс. человек. В коммуне запрещены автомобили, воровство, тяжелые наркотики и огнестрельное оружие. При этом торговля легкими наркотиками в Христиании идет очень бойко. Спустя 40 лет с момента основания Христиания стала частично независимой от государства: летом 2011г. власти Дании позволили обитателям коммуны выкупать дома и землю, на которой они живут, дешевле себестоимости. В том случае если возможности выкупить жилплощадь нет, "христианцам" позволено арендовать свои сквоты. Благодаря решению датских властей жители коммуны избавились от вечного страха быть выселенными из нее.

Помимо сходной модели экономического развития, страны Скандинавии роднит с их ближайшими соседями по различным рейтингам еще и дружелюбное миграционное законодательство. Например, по состоянию на 2010г. в Швеции 1,33 млн человек, или 14,3% всего населения страны, являлись иноземцами по происхождению. В 90-х и нулевых годах государство охотно предоставляло политическое убежище и статус беженцев гражданам республик бывшей Югославии, Ирака и Ирана. Златан Ибрагимович, один из самых известных и успешных шведских футболистов, – босниец (бошняк) по национальности. Канада и Австралия, по сути, являются государствами иммигрантов. Эти страны были основаны переселенцами из Европы и до сих пор охотно принимают гостей из-за границы. Статистическое управление Канады прогнозирует, что к 2031г. почти 50% граждан в возрасте старше 15 лет будет иностранного происхождения. Охотнее прочих в Канаду едут мигранты из Китая, Индии и Филиппин.

Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Супруг отчуждает долю в бизнесе при разводе. Как на это реагирует суд
Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо
Pro
Пять схем, которые налоговая сейчас ищет в сделках
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию