Общество, 29 ноя 2023, 02:00

Эксперты рассказали, как избежать плаксивости у школьников из-за нагрузки

Для здоровья детей важна грамотно распределенная нагрузка и режим дня. Об этом говориться в рекомендациях, впервые составленных подведомственными Минздраву учреждениями и Роспотребнадзором
Читать в полной версии
Фото: Елена Афонина / ТАСС

Чтобы избежать у школьников потери аппетита, плаксивости, раздражительности, нервных тиков, аритмии и вегетососудистой дистонии нужно, чтобы их учеба была построена с учетом физиологических особенности и возраста. Об этом говорится в рекомендациях, которые впервые разработали Роспотребнадзор и подведомственные Минздраву Институт развития, здоровья и адаптации ребенка, ФНЦ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана, НМИЦ здоровья детей и Сеченовский университет.

Документ опубликовал Роспотребнадзор. Как следует из него, подобные методические рекомендации, разработанные Минздравом и Роспотребнадзором, вводятся впервые.

В документе специалисты описали признаки переутомления. К ним относятся:

  • потеря аппетита,
  • плаксивость,
  • раздражительность,
  • нервные тики,
  • аритмия,
  • вегетососудистая дистония.

Для полного восстановления работоспособности и ликвидации нервно-психических расстройств школьнику, который переутомился, могут быть необходимы более длительный отдых, комплексное лечение с применением лекарств, физиотерапевтических процедур или лечебной гимнастики, говорится в документе.

Рекомендации

Учителям рекомендуется делить урок с учетом физиологических особенностей детей и интенсивности их умственной деятельности на три этапа: период врабатывания — подготовительная часть урока (семь-десять минут), период наиболее высокой умственной работоспособности (25–30 минут), заключительная часть должна занимать не более семи минут, так как к этому моменту у детей повышается утомляемость. При этом отмечается, что дети могут отличаться по темпу усвоения материала в зависимости от возраста и состояния здоровья.

Изначальная продолжительность урока для первоклассников должна составлять 35 минут, затем ее необходимо постепенно увеличивать.

Кроме того, установлены четкие рамки на выполнение детьми домашних заданий: в первом классе выполнение домашнего задания должно занимать не более одного часа, во втором-третьем классах — не более полутора часов, в четвертом-пятом классах — два часа. У старшеклассников выполнение домашнего задание не должно занимать более трех с половиной часов. Приступать к выполнению домашних заданий рекомендуется после отдыха и спустя полтора-два часа после обеда.

Также описано, в какое время в зависимости от возраста дети должны ложиться спать для избежания сильной нагрузки на ЦНС.

Во избежание переутомления у детей эксперты рекомендуют строить образовательный процесс с учетом физиологических принципов динамики их умственной работоспособности и распределять урок по интенсивности. Также учителям рекомендуется исключить освоение программы двух лет за один год обучения.

Несмотря на то что формирование федеральных образовательных программ возложено на Минпросвещения, специалисты Минздрава и Роспотреба отметили, что учебную нагрузку в течение недели нужно распределять с учетом динамики умственной работоспособности школьников: с низким уровнем нагрузки в понедельник и пятницу и с нарастанием к середине недели. Кроме того, при составлении расписания для первых-четвертых классов эксперты рекомендуют чередовать предметы статистической и двигательной направленности, у обучающихся 5-11 классов — естественно-математической и гуманитарной направленности.

В течение учебного дня со школьниками также рекомендуется проводить различные упражнения для профилактики зрительного утомления, повышения активности ЦНС, снятия напряжения с мышц туловища, шеи и плечевого пояса, однако подчеркивается, что упражнения должны подбираться с учетом состояния здоровья школьников.

Согласно результатам исследования, которое весной 2021 года провел Институт образования ВШЭ, 72% школьников чувствуют себя уставшими. Усталость накапливается к концу учебного года, и чем старше школьник, тем больше он устает от нагрузок. Среди 11-х классов об усталости говорят 85% опрошенных. Среди причин усталости школьники называли загруженность уроками и домашними заданиями и недосып.

В 2022 году ВШЭ инициировала аналогичный опрос среди родителей школьников. По его результатам, на усталость чаще всего жалуются дети из семей с низким социально-экономическим статусом.

Pro
10 поводов попасть в черный список Центробанка и 2 способа выйти из него
Pro
Зарплата курьера достигла ₽180 тыс. Что будет дальше с рынком доставки
Pro
8 из 10 человек терпят фиаско при введении новых привычек. Что делать
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Как таможня арестует груз, несмотря на запреты суда на взыскание недоимки
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи