Президент смягчил ответственность за налоговые преступления
Целью документа является декриминализация сферы налоговых правоотношений. Закон был внесен в нижнюю палату группой депутатов во главе со спикером Госдумы Борисом Грызловым.
По мнению авторов, основанием для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах может быть только факт правонарушения, установленный решением налогового органа, вступившим в законную силу. При этом если лицо в полном объеме выполнило требование налогового органа об уплате недоимки, а также соответствующих пеней и штрафов, оно не подлежит уголовной ответственности, даже если размер недоимки предполагает возможность наличия признаков налогового преступления. Соответствующие изменения предлагается внести в Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс (УК) РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, закон "О милиции". Лицо, впервые совершившее налоговое преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа.
Согласно закону, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил в полном объеме сумму недоимки, размер которой позволяет предполагать факт нарушения законодательства, а также пени и штрафы, налоговые органы обязаны направлять в течение десяти дней материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Если размер недоимки, выявленной в результате проверки, позволяет предполагать совершение преступления, то в требовании об уплате налога, направляемом налогоплательщику, должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов направлять материалы в органы внутренних дел для возбуждения уголовного дела.
Также увеличивается размер уклонения физлицами от уплаты налогов и сборов, который можно считать крупным со 100 тыс. руб. до 600 тыс. руб. за три финансовых года подряд. При этом доля неуплаченных налогов должна превышать 10% подлежащих уплате сумм налогов и сборов либо 1,8 млн руб. (в действующем законодательстве - 300 тыс. руб.). Особо крупным размером предлагается считать сумму уклонения в 3 млн руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате либо 9 млн руб.
Для организаций размер уклонения, который можно считать крупным, предлагается увеличить с 500 тыс. руб. до 2 млн руб. за три финансовых года. При этом доля неуплаченных налогов должна превышать 10% от суммы налогов, подлежащей уплате, либо более 6 млн руб. (1,5 млн руб. - в действующей редакции). Особо крупным предлагается признать размер уклонения 10 млн руб. (в действующей редакции - 2,5 млн руб.). При этом доля неуплаченных налогов должна быть более 20%, или 30 млн руб. (в действующей редакции - 7 млн руб.).
Основные положения закона вступают в силу с 1 января 2010г.