Общество, 30 янв 2015, 00:25

«Лента» будет расти помедленнее

Читать в полной версии
Фото: РБК

Сеть гипермаркетов «Лента» не отказывается от амбициозного плана удвоить количество магазинов к 2017 году. Но в кризисном 2015‑м она будет выполнять эти планы помедленнее.

В четверг ретейлер «Лента» опубликовал операционные результаты за 2014 год. Она опередила другие публичные компании по темпам роста выручки: годовые продажи увеличились на 34,5%, до 194 млрд руб.

В отличие от конкурентов «Лента» пока не увидела ухудшения продаж в формате гипермаркетов. Сопоставимые продажи компании в четвертом квартале выросли на 7,6% при росте трафика на 1,9%. За тот же период продажи «О’кей» снизились на 5,1%, трафик – на 6,2%, продажи гипермаркетов X5 Retail Group – «Карусель» – также пережили отток покупателей на 6,6%, но продажи были в плюсе на 7%.

«Ретейлер придерживается политики низких цен, он не раз заявлял, что старается держать цены на 5% ниже, чем конкуренты в радиусе каждого из магазинов. Это помогает привлекать трафик, когда потребители очень внимательны к своим расходам», – говорит аналитик компании «Атон» Елизавета Лебедева.

Нарастить продажи «Ленте» помог агрессивный ввод торговых площадей. В течение года ретейлер открыл 31 гипермаркет и 14 супермаркетов. Всего на конец прошлого года в сеть «Ленты» входило 108 гипермаркетов и 24 супермаркета, их общая торговая площадь выросла на 38,7% за год, до 701 150 кв. м.

Рапортуя об успехах, «Лента» одновременно констатирует, что «доходы покупателей находятся под возрастающим давлением». Это не заставит ретейлера отказаться от развития: «Лента» подтвердила планы по удвоению торговых площадей за три года. Эти планы были декларированы перед размещением компании на бирже в начале прошлого года («Лента» успела провести IPO до присоединения Крыма).

Однако в 2015 году компания выбирает «консервативный подход» к открытию новых магазинов, сообщил генеральный директор «Ленты» Ян Дюннинг во время телефонной конференции с аналитиками. По его словам, компания откроет в первом полугодии 2015 года 10 гипермаркетов, потратив на это 13 млрд руб. Количество открытий и динамику прироста торговых площадей на конец текущего года Дюннинг не прогнозирует: «Это будет меньше, чем в 2014 году». Осторожность Дюннинг объяснил нежеланием компании увеличивать долговую нагрузку.

«Около 87% торговых площадей «Ленты» находятся в собственности, – напоминает Лебедева из «Атона». – Это всегда было преимуществом компании, но в текущей ситуации возросшая кредитная ставка становится очень серьезным фактором, ей будет сложно привлекать новые средства».

Чистый долг компании – 59,5 млрд руб., отношение долга к EBITDA – 2,8, сообщил Дюннинг.

«Это комфортный уровень для компании. Кредитные ковенанты «Ленты» допускают отношение долга к EBITDA на уровне 3,7–4. В ситуации экономической неопределенности ретейлер старается не рисковать», – говорит аналитик Credit Suisse Виктория Петрова.

Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса