Общество, 30 мар 2015, 00:25

Страховка без гарантии

Читать в полной версии
Фото: REUTERS

Летний туристический сезон 2015 года рискует оказаться не менее скандальным, чем прошлый. Как выяснил РБК, больше всех гарантий туроператорам выдала малоизвестная СК «Лойд-Сити», в которой введена процедура наблюдения.

Уходят с рынка

В преддверии летнего сезона РБК изучил данные федерального реестра туроператоров, в который Ростуризм заносит информацию об их финансовом обеспечении. Сейчас по закону «Об основах туристской деятельности в РФ» оператор внутреннего или въездного туризма обязан иметь годовую фингарантию на 500 тыс. руб., выездного туризма — на 30 млн руб., если «объем денежных средств от реализации туристского продукта в сфере выездного туризма» не превышает 250 млн руб. за предыдущий отчетный год. Если этот показатель больше 250 млн руб., то оператор выездного туризма должен застраховать свою ответственность уже на сумму, равную 12% от этого самого денежного объема.

Впервые механизм финансового обеспечения заработал в июне 2007 года, поэтому большинство туроператоров переоформляют свои годовые гарантии к июню. По закону новое обеспечение необходимо получить за три месяца до того, как закончится срок действующего, поэтому информация о том, какими с лета будут гарантии российских туроператоров, доступна уже сейчас.

Даже простой количественный анализ позволяет сделать вывод: отрасль переживает не лучшие времена. По состоянию на 23‑25 марта этого года в реестре числилось 1106 туроператоров, имеющих право отправлять клиентов на отдых за границу, то есть каждая из этих компаний имела гарантию минимум на 30 млн руб. Но уже к 1 июня число операторов выездного туризма снизится до 934, свидетельствуют материалы Ростуризма. 162 компании переоформили гарантии только на 500 тыс. руб., пять — на 10 млн руб., еще пять нового обеспечения не получили вовсе.

Таким образом, к лету с рынка выездного туризма добровольно уйдет почти 16% игроков. И этот процесс будет продолжаться и дальше. К примеру, по 8 июня 2015 года ООО «Радиан-Тур» из Иркутска (номер в реестре — МВТ 000 123) имеет гарантию на 30 млн руб. от страховщика ВСК, но с 9 июня новый гарант — страховое общество «Евроинс» — предоставил турфирме обеспечение только на 500 тыс. руб. Таким образом, со второй декады июня «Радиан-Тур», чьей специализацией, как указано на его сайте, является «международный туризм, обучение за р​убежом, организация поездок на выставки и семинары», напрямую отправлять своих клиентов за рубеж не имеет права, а может работать лишь как агент какого‑нибудь другого туроператора.

Хотели как лучше

Размер финансового обеспечения операторов выездного туризма не растет с каждым годом, а наоборот, снижается. Это вполне ожидаемое явление. Привязка размера гарантии у крупных туроператоров к 12% от «объема денежных средств от реализации туристского продукта» появилась в законе летом 2012 года, после того как разорился «Ланта-тур Вояж».

До этого операторы выездного туризма должны были иметь гарантии на 30 млн, 60 млн и 100 млн руб. в зависимости от годовой выручки. Ответственность «Ланты» была застрахована на максимальные на тот момент 100 млн руб., но к ее гаранту — «Ингосстраху» — тогда за компенсациями обратились около 6,2 тыс. человек на общую сумму 192,8 млн руб., и каждый получил примерно половину положенной ему выплаты.

Как неоднократно писал РБК, законодатели в 2012 году, преследуя цель защитить права потребителей, добились прямо противоположного результата. Подразумевалось, что туроператоры, отправляющие в год за границу сотни тысяч туристов, будут иметь обеспечение на миллиарды рублей. Но страховщики отказались выдавать такие гарантии, поскольку эти риски практически невозможно перестраховать. По закону «Об основах туристской деятельности в РФ» гарант отвечает и за злой умысел туроператора, что не согласуется с западной практикой.

В результате, если в мае 2012 года в реестре Ростуризма числилась 41 компания с гарантией на 100 млн руб. и 37 — на 60 млн руб., то в июле 2014‑го насчитывалось только 42 оператора с гарантией, превышающей 30 млн руб. Просто турфирмы стали трактовать прописанный в законе «объем денежных средств от реализации туристского продукта в сфере выездного туризма» не как реальную выручку, а как свое агентское вознаграждение от авиаперевозчиков и зарубежных партнеров.

К июню 2015 года количество туроператоров с гарантией свыше 30 млн руб. снизится, по подсчетам РБК, до 35, и только у 12 компаний гарантия равна или превышает 100 млн руб. и у 14‑60 млн руб. При этом речь идет о юрлицах: многие туроператоры представляют собой группы лиц, и наибольшие на данный момент гарантии имеют две структуры оператора «Пегас Туристик»: одноименное ООО застраховано «Европейским туристическим страхованием» на 220 млн руб., а ООО «Пегас» — тем же страховщиком на 160 млн руб. Всего в группу входят 34 юрлица, размер их общей гарантии достигает 1,34 млрд руб. Но надо помнить, что в случае финансовой несостоятельности туроператора его гарант выплачивает только ту сумму, на которую застраховано конкретное юрлицо. Компенсировать недостачу за счет гарантии, выданной родственной структуре, страховщик не обязан.

То, что потребители оказались менее защищенными, чем в 2012 году, наглядно свидетельствует прошлогодний крах более крупного, чем «Ланта», туроператора «Лабиринт». Основное ООО «Лабиринт» было застраховано на 60 млн руб. в ВСК и на 40 млн руб. в страховой компании «Восхождение». Кроме того, ВСК выдала еще гарантии на 30 млн руб. каждая — ООО «Компания Лабиринт» и ЗАО «Лабиринт-Т». В итоге этот страховщик принял от пострадавших клиентов 24,4 тыс. заявлений на общую сумму 2,5 млрд руб. В зависимости от юрлица, на которое был оформлен договор, туристы в итоге получили лишь 2,8, 6 и 7,6% от требуемой компенсации.

Год «Восхождения»

Не менее важный вопрос — кто выступает гарантом туроператоров. В прошлом году в уже упомянутом «Восхождении» оказались застрахованы такие ушедшие с рынка крупные игроки, как «Нева» (гарантия на 454,2 млн руб.), «Солвекс-Турне» (вместе с двумя другими страховщиками гарантия на 450 млн руб.), «Верса» (вместе с тремя другими страховщиками гарантия на 210 млн руб.). Кроме того, малоизвестное «Восхождение», не входящее во Всероссийский союз страховщиков и в 2013 году собравшее премий от всех видов страхования всего на 49,9 млн руб., выдало гарантии еще десяткам туроператоров.

Вскоре после того, как в прошлом июле «Нева» признала свою финансовую несостоятельность, Банк России назначил в «Восхождении» на полгода временную администрацию. А уже в августе регулятор отозвал у «Восхождения» лицензию «в связи с неустранением нарушений страхового законодательства». В сентябре один из кредиторов страховщика подал в Арбитражный суд Москвы заявление о признании ЗАО «Страховая компания «Восхождение» банкротом. Позже с такой же инициативой выступил и руководитель временной администрации. В итоге в феврале этого года в «Восхождении» было введено конкурсное производство.

В «Восхождение», по данным на конец декабря 2014 года, обратились 8,4 тыс. пострадавших туристов за компенсациями на общую сумму свыше 642 млн руб. О каких‑либо выплатах со стороны страховщика достоверной информации нет.

Новый страховой лидер

В этом году, если туроператоры вновь будут разоряться (что на фоне уже зафиксированного падения спроса на всех массовых направлениях не исключено), туристы также могут остаться без компенсаций.

По подсчетам РБК, больше всех финансовых гарантий — 142 компаниям в целом на 4,465 млрд руб. — операторам выездного туризма выдало ООО «Страховая компания «Лойд-Сити». Все 934 юрлица, которые по состоянию на 1 июня могут заниматься выездным туризмом, застрахованы на общую сумму более 29,625 млрд руб. Получается, что «Лойд-Сити» занимает 15% рынка страхования ответственности операторов выездного туризма в денежном выражении.

Среди крупнейших клиентов «Лойд-Сити» — имеющие гарантии на 100 млн руб. екатеринбургский туроператор «Европорт» и специализирующаяся на деловом туризме столичная компания MaxiMICE. Кроме того, в «Лойд-Сити» с июня на 40 млн руб. застраховано ООО «Компания Тез Тур», структура одного из лидеров турецкого направления Tez Tour (еще на 60 млн руб. гарантию ей предоставила ВСК).

«Лойд-Сити» не является ни действующим, ни ассоциированным членом Всероссийского союза страховщиков, следует из информации на сайте этого отраслевого объединения. В 2014 году «Лойд-Сити», по данным ЦБ, собрала премий во всех видах страхования всего на 48,563 млн руб. и произвела выплаты на 15,36 млн руб. Капитал страховщика равен 150 млн руб. Если даже один из застрахованных «Лойд-Сити» туроператоров признает свою несостоятельность, то велика вероятность, что у страховщика возникнут проблемы с выплатами, считает президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников.

Владельцем 100% ООО «Страховая компания «Лойд-Сити» ЕГРЮЛ называет ООО «Группа Сенат», учредителями которого, в свою очередь, являются ООО «Фин-Полис» (51%) и ООО «Медицинский центр «Альянс-Здоровье» (49%). Владельцем первой компании, по информации на апрель 2014 года, является Роман Боков, второй — все та же «Группа Сенат».

В процессе банкротства

Ростуризм насторожила возросшая активность «Лойд-Сити» на туристическом рынке. Столкнувшись с большим количеством гарантий, выданных этим страховщиком, ведомство направило запрос в Банк России, рассказала РБК начальник правового управления Ростуризма Изо Арахамия. По ее словам, регулятор ответил, что с его стороны претензий к «Лойд-Сити» нет. Ростуризм отправлял запрос в ЦБ по поводу еще одного страховщика, но, поскольку ответа пока нет, ведомство не может назвать этого гаранта, добавила Арахамия.

Банк России не комментирует деятельность действующих компаний, напомнила РБК пресс-служба регулятора. Однако в ЦБ признают, что в Банк России в конце 2014‑го — начале 2015 года поступали письма Ростуризма «в отношении нескольких страховщиков […], содержащие опасения о возможности урегулирования убытков страховщиками». ЦБ, заверили в его пресс-службе, «использовал эту информацию при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий».

Тем временем, как свидетельствуют материалы Арбитражного суда Москвы, «Лойд-Сити» уже сейчас находится в процессе банкротства. Первая попытка обанкротить страховщика была предпринята еще в сентябре 2014 года физическим лицом, но была безуспешной. Затем в октябре заявление о признании «Лойд-Сити» банкротом подало ООО «НИДЛС» (оказывает услуги по ремонту автомобилей), которому страховщик задолжал 1,569 млн руб. В феврале 2015 года суд согласился с доводами кредитора, ввел в ООО «Страховая компания «Лойд-Сити» наблюдение, назначил временного управляющего Александра Баринова, ограничив полномочия руководителя страховщика. «Лойд-Сити» обжаловала это определение Арбитражного суда Москвы в апелляционной инстанции, но жалоба оставлена без движения до 17 апреля из‑за неправильно оформленных документов.

В самой страховой компании уверяют, что готовы отвечать перед клиентами в полном объеме. На свой запрос РБК получил письменный ответ за подписью заместителя гендиректора «Лойд-Сити» Дмитрия Смирнова. «Наша компания резервирует средства на случай страховых выплат, и маржа платежеспособности соответствует необходимым нормам согласно требованиям ЦБ РФ», — заверил Смирнов.

Риски в страховании туроператоров высоки, признает Смирнов, но в рамках департамента по страхованию гражданской ответственности туроператоров и комплексному страхованию путешественников работает служба безопасности, которая «досконально проверяет» туроператора на всевозможные риски. На страхование, как утверждает представитель «Лойд-Сити», принимается лишь каждый десятый туроператор.

После прошлогодней череды банкротств турфирм тарифы в «Лойд-Сити», по словам Смирнова, выросли в разы: в 2014 году гарантия на 30 млн руб. стоила 100‑150 тыс. руб., а в этом — уже 250 тыс. руб.

С определением суда о введении в компании процедуры наблюдения в «Лойд-Сити» не согласны, и компания будет его оспаривать, сказал РБК Дмитрий Смирнов. Он утверждает, что на деятельности компании это никак не скажется.

Временный управляющий Александр Баринов не дал однозначного ответа на вопрос, сможет ли «Лойд-Сити» выполнить свои обязательства перед туроператорами. Эти обязательства не оспариваются, но если говорить про возможность выплаты, то существенное значение имеет ее сумма и момент наступления страхового случая, отмечает Баринов. Он уточняет: если туроператор — клиент «Лойд-Сити» признает свою финансовую несостоятельность, то гарант может осуществлять текущие платежи, но с учетом ограничений, которые накладывает процедура банкротства. Впрочем, тут встает вопрос наличия финансовой возможности для выплат, добавляет Баринов.

Коммерческий директор Tez Tour Александр Буртин про проблемы «Лойд-Сити» узнал от РБК: «Будем разбираться. В любом случае до июня еще есть время». «Мы не собираемся разоряться, поэтому для нас гарантия — скорее формальность», — заявил Карен Гончаров, гендиректор туроператора DSBW (с июня в «Лойд-Сити» застрахованы на 30 млн руб. две структуры оператора — ООО «ДСБВ-Турс-Груп» и ООО «ДСБВ-Сервис»). Многие страховщики не хотят работать с туроператорами, поэтому выбор невелик, отмечает Гончаров. К тому же, напоминает он, в Госдуме сейчас второго чтения ждут поправки в отраслевой закон, и институт финансового обеспечения вообще может быть отменен.

В том виде, в котором он существует сейчас, механизм фингарантий оказался неэффективным, констатирует исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Страховщики выдавали гарантии туроператорам по минимальным тарифам, не утруждая себя проверкой их финансовой надежности, а когда риски стали слишком высоки, крупные компании предпочли покинуть этот рынок. В прошлом году правоохранительные органы обвиняли в мошенничестве руководителей разорившихся турфирм, почему бы теперь не заняться проверкой страховщиков, которые так легкомысленно раздают гарантии туроператорам, резюмирует Ломидзе.

 

Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех