Общество, 30 апр 2015, 00:25

«О’Кей» меняет гендиректора

Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Гендиректор компании «О’кей» Тони Майер покидает свой пост, не проработав на нем и двух лет. Его место займет многолетний консультант и бывший глава совета директоров «О’кей» Хейго Кера.

Признаки улучшений

Майер останется главой совета директоров, говорится в сообщении O’Key Group S.A, перестановки вступят в силу с 1 мая.

Ирландец Тони Майер известен на российском рынке прежде всего продажей компании «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» (ВБД) американской PepsiCo Inc в 2011 году: контрольная доля тогда обошлась покупателю в $3,8 млрд. Майер пришел в ВБД из российского подразделения Coca-Cola в 2006 году: вначале был назначен гендиректором, потом — предправления; за пять лет перед сделкой ВБД подорожал примерно в шесть раз.

Российского ретейлера Майер возглавил в январе 2014-го, сменив на этом посту Патрика Лонге. Довольно скоро новый гендиректор начал проводить жесткую ротацию топового кадрового состава: сначала ушел Лонге, остававшийся консультантом сети, потом — исполнительный директор Себастиан Вераг. В сентябре 2014-го стало известно, что из компании уходят директор по развитию и недвижимости Жером Депей и коммерческий директор Вадим Корсунский. «Я надеюсь, что под моим руководством и благодаря сильной управленческой команде компания достигнет новых важных этапов», — цитировались слова Майера в день его назначения.

За прошлый год «О’кей» открыла 14 магазинов: девять гипермаркетов и пять супермаркетов; большинство начали работу только в четвертом квартале. На 31 марта 2015-го компания управляла 113 магазинами в 29 российских городах: 71 гипермаркетом и 42 супермаркетами. Капитализация на Лондонской бирже к 20:00 мск составила $914,8 млн.

Компания тяжелее других российских ретейлеров адаптировалась к новой рыночной реальности: «О’кей» дважды снижала прогноз по выручке, но в итоге смогла выполнить его. Выручка компании в 2014-м увеличилась в сравнении с показателем 2013-го на 8,9%, до 149,916 млрд руб. «Особенно сильно сказался спад в макроэкономике и запрет импорта продовольствия из ряда стран», — объяснял Майер.

По оценкам старшего аналитика Райффайзенбанка Натальи К​​олупаевой, доля товаров, подпавших под продовольственное эмбарго, в выручке «О’кей» достигала 10%. «Это, пожалуй, самый высокий показатель среди публичных конкурентов «О’кей», — говорила она.

В финансовых результатах за первый квартал были видны признаки улучшений: несмотря на слабый рост продаж и резкий рост расходов по аренде, компания смогла удержать рентабельность за счет улучшения закупочных условий у поставщиков, сокращения и оптимизации персонала и пересмотра других операционных расходов, считает Колупаева.

В начале 2015-го ретейлер планировал запустить новую сеть дискаунтеров под названием «Да!». Как сообщил источник РБК, близкий к компании, она уже подобрала восемь площадок и закупала оборудование. Но запуск перенесли на второе полугодие из-за экономического кризиса, отмечал Майер.

Новая стратегия

«Смена гендиректора связана с тем, что мы закончили выработку нашей новой стратегии, определились с нашим позиционированием, и Хейго Кера будет отвечать за ее реализацию. Тони Майер остается в компании и будет отвечать за стратегическое развитие, — пояснила РБК представитель «О’кей» Марина Каган. — Кера ранее не занимал должностей, связанных с операционным управлением, однако при этом он долгие годы следил за реализацией стратегических решений на операционном уровне». По ее словам, Кера приступит к работе на новой должности уже с четверга.

49-летний Хейго Кера родился в Эстонии и начал свою карьеру в Estonian Social Bank. С 1994 года он оказался в ретейле: отвечал за развитие сетей Maksimarket и Selver в Эстонии. В 1999-м присоединился к команде эстонского миллиардера Хиллара Тедера, готовившего экспансию на рынок российского ретейла с проектом «О’кей». В компании Кера отвечал за разработку концепции сети.

«О’кей» начиналась с Петербурга, мы основывались на том, что менталитет покупателей в Северной столице не особо отличается от менталитета покупателей в Эстонии и Скандинавии, — рассказывал Кера журналу Retailer Magazine в 2008 году. — Мы знали: северному человеку нужно много света, теплые тона в дизайне, солнце в логотипе. Конечно, важны еще многие составляющие проекта, такие как собственное производство свежих салатов и полуфабрикатов, использование весов самообслуживания, информационные киоски в отделах, детские игровые площадки, удобные парковки».

В 2007-м Кера был назначен председателем набсовета «О’кей-Украина», при выходе сети на этот рынок. В 2010-м стал председателем совета директоров сети, в 2013-м его сменил пришедший в компанию Майер.

«Новость [о смене гендиректора] стала неожиданностью для рынка, — говорит Колупаева. — Личность Майера имеет большой вес в оценке инвесторами способности «О’кей» успешно провести операционные преобразования. С одной стороны, Майер остается в компании и продолжит участвовать в вопросах стратегического развития. С другой — рынку мало известно о его преемнике. Также возникают вопросы о последствиях такого решения для состава управленческой команды».

Сам Майер считает, что гораздо больше пользы принесет в роли стратега, говорится в сообщении «О’кей».

Pro
На чем держится власть руководителя проекта: подробная инструкция
Pro
Как бизнесу подготовиться к налоговой проверке
Pro
Что пошло не так для Nvidia на выставке CES 2025
Pro
Uber из Сибири: как «единорог» InDrive потеснил конкурентов за рубежом
Pro
От аврала к системе: как российскому бизнесу закрепиться на мировом рынке
Pro
5 способов поставить цели на 2025 год, если выгорели и не восстановились
Pro
Менеджер по продажам не справляется. Как ускорить b2b-сделку
Pro
Выживет ли «Великолепная семерка» в 2025 году