Общество, 30 мая 2008, 13:26

В Москве снижается посещаемость театров

Годовой оборот театрального рынка Москвы составляет, по различным оценкам, 150 млн долларов. Для москвичей и гостей столицы работает около 200 театров, при этом лишь 10 из них являются частными (хотя помимо них также существует немало антрепризных проектов).
Читать в полной версии

Однако эксперты полагают, что отказаться от господдержки смог бы еще целый ряд театров. "Мы учились зарабатывать деньги с самых активных лет перестройки - и научились", – говорит в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" директор театра "Сатирикон" им.Аркадия Райкина Анатолий Полянкин. – Но, к сожалению, наша учеба не особенно понадобилась, потому что произошла реструктуризация бюджетной сферы, и мы сегодня не занимаемся собственной театральной экономикой. Мы, скорее, просто зарабатываем ту недостающую нам часть и используем ее в своей деятельности".

Как считает А.Полянкин, для театра "Сатирикон" удобнее было бы обойтись без государственных субсидий. "Более 80% средств театра – это наши собственные деньги, которые нам удается заработать, и те, что удается привлечь фандрайзинговыми и спонсорскими программами. Есть даже меценаты", - замечает он.

Но стоит оговориться, что далеко не все культурные учреждения России, как театр им. Аркадия Райкина, могут похвастаться зрелищными постановками за 1,5 млн долларов (премьера "Синего чудовища"). Опять же не у всех театров есть имя-бренд выдающегося деятеля советской культуры, чтобы при помощи благотворительного фонда в его честь аккумулировать недостающие для "театральной экономики" средства на подготовку спецэффектов, милых массовому зрителю.

По словам экспертов, безусловно успешными (в коммерческом смысле) можно назвать единицы московских театров: МХТ им. Чехова (художественный руководитель Олег Табаков, который, кстати, вовсе не занимается постановками), театр "Сатирикон", Театр им. Пушкина, театр "Мастерская П.Фоменко", "Современник" и др.

Стоит также вспомнить, какой шум поднялся в 2005г. в связи с проектом театральной реформы. Тогда, по сути, было предложено провести секвестр российских театров, одним предложив перейти на самоокупаемость, других выделив в национальное достояние (причем хозяйственной деятельностью "избранных" театров должны были заняться попечительские советы из местных чиновников). Тогда поднялся крик о гибели русского репертуарного театра, пока театралов не успокоили на высшем уровне, дезавуировав все высказывания по поводу реформы.

Очевидно, "истина где-то рядом". Единичные столичные театры вполне могут "выйти на рынок", когда основной массе все же необходима государственная поддержка без каких-либо попечительных советов (предполагающих госзаказ).

Необходимо также сделать оговорку, что даже на перенасыщенном театральном рынке Москвы отмечается снижение посещаемости театров. По оценкам "Экспресс-Обзор", в 2007г. билетный рынок Москвы хоть и вырос в стоимостном выражении, зато показал общее снижение количества проданных билетов, главным образом театральных, что объясняется, конечно же, их удорожанием. То есть даже сторонникам "свободного плавания" следует быть осторожными в расчетах на зрительский спрос.

Россиянам не до театра, делают вывод аналитики, сравнивая соответствующие траты жителей РФ и граждан ЕС или США. По последним данным опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в свободное время большинство россиян (около 60%) предпочитают смотреть телевизор или слушать радио, и только 6% респондентов имеют привычку ходить в театр.

Но русский театр перестает существовать не только потому, что исчезает зритель. Каждый год уходят из жизни десятки культовых актеров. Спектакли порой переносятся по несколько раз из-за того, что артисты "старой гвардии" болеют, а новые лица актеров, как правило, не привлекают зрителей.

Pro
«Увидим инопланетян на нашем веку»: во что еще верит физик Митио Каку
Pro
Привычка к счастью: 4 способа заметить хорошее в своей жизни
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Бессердечие и недружелюбие: кто такие темные эмпаты
Pro
Как Intel и Nvidia пытаются работать в КНР в условиях санкций
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию