Общество, 30 мая 2008, 16:27

Число считающих себя нищими россиян сократилось в 4 раза

Число россиян, считающих себя нищими, в 2008г. сократилось до 7% с 28% в 1998г. Такие данные приводятся в аналитическом исследовании Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Читать в полной версии

Центр провел сравнительный анализ результатов ежегодных исследований, проводимых в мае за период с 1998г. по 2008г. Для проведения опроса респондентов разделили на пять групп.

"Нищие" - те, кому денег не хватает даже на продукты питания; "бедные" - те, кому хватает денег на еду, но не хватает на одежду и обувь. К так называемому "предсреднему" слою были отнесены те, кому хватает на еду и одежду, но не хватает на бытовую технику. Те, кому денег хватает практически на все, но покупка машины, квартиры, дачи затруднительна, были отнесены к "среднему классу". В группе "богатых" оказались те, кто не ощущает для себя никаких материальных ограничений.

В мае 1998г., накануне августовского дефолта, к нищей группе населения себя относили 28% опрошенных. В мае 1999г. эта группа заметно увеличилась - до 37%, однако уже в мае 2000г. вновь сократилась до "преддефолтного" объема - до 29%. В последующие годы беднейшая группа продолжала сокращаться: до 21-22% в 2001-2002гг., 15-16% - в 2003-2004гг., 11-13% - в 2005-2007гг. и достигла минимального объема - 7% - в мае 2008г.

К бедной группе, согласно исследованию, в мае 2008г. себя отнесли 24% россиян. В мае 1998-1999гг. бедными себя считали 41% и 39% респондентов соответственно. Максимально группа разрослась к маю 2001г., когда к ней себя относит каждый второй респондент - 47%. В последующие годы эта группа сокращалась - до 39% в 2002-2003гг., 34-36% - в 2004-2006гг., 28% - в 2007г.

К третьей группе ("предсредний" слой) в мае 1998г. принадлежали 24% опрошенных. После дефолта эта группа сократилась на 4%. Затем стала увеличиваться и к маю 2008г. сделалась самой многочисленной, составив половину населения страны - 51%.

К среднему классу в 2008г. себя причисляют 16% россиян. В мае 1998г. группа составляла 7%, в 1999-2000гг. к этой группе себя относили лишь 4% опрошенных, в последующие годы группа постепенно увеличивалась.

Последняя группа опрошенных, способных себе позволить довольно дорогостоящие вещи, на протяжении всех лет исследований не превышает 1% населения.

Как отмечают исследователи, покупательские возможности тем лучше, чем моложе респонденты и чем выше уровень их образования. К двум первым группам себя относят от 18-19% опрошенных моложе 35 лет, до 57% респондентов 60 лет и старше, к четвертой и пятой группам - 21-24% представителей молодого поколения и лишь 4% - старшего возраста.

В двух группах с низким покупательским статусом оказались от 17% опрошенных с высшим и незаконченным высшим образованием до 58% - с образованием ниже среднего, в двух группах с высоким покупательным статусом - 28% и 3% соответственно.

Всероссийские опросы ВЦИОМ проведены в мае 1998-2008г. Опрашивались каждый раз по 1 тыс. 600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек