Россия после кризиса, 30 июн 2015, 12:32

Россияне стали тщательнее планировать расходы на продукты

Доля россиян, которые ходят в магазин только за самым необходимым, выросла почти на треть. Остальные стали тщательнее планировать свои покупки и обращать больше внимания на цену
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

​В кризис россияне стали тщательнее планировать свои расходы на покупку продуктов, следует из исследования Nielsen Shopper Trends 2015. По данным экспертов компании Nielsen, перед тем как отправиться в магазин, 85% россиян сейчас составляют список необходимых продуктов. При этом уже в магазине примерно две трети покупателей ищут товары по минимально возможным ценам, обращая особое внимание на частные марки и именные бренды.

Почти на треть (с 10% до 13%) выросла за последнее время доля россиян, отправляющихся в магазин лишь за остро необходимыми товарами. При этом семьи, где совокупный доход составляет менее 30 тыс. руб. в месяц, стали отказываться от практики редких (к примеру, раз в неделю), но масштабных закупок в пользу ежедневных визитов в магазин, когда покупается только то, что нужно именно сегодня.

«Ходить в магазин чаще, ограничиваясь приобретением необходимых продуктов, — распространенная стратегия экономии», — пояснила коммерческий директор Nielsen в России Илона Лепп.

В поисках товаров подешевле россияне стали чаще посещать магазины разных сетей, сравнивая цены в них. Если средний покупатель в 2014 году посещал магазины двух розничных сетей, то в 2015 году стал завсегдатаем уже трех сетей. При этом 39% российских покупателей оставляют большую часть своего бюджета, выделенного на продукты питания и товары повседневного спроса, в супермаркетах. По данным Nielsen, супермаркеты стали единственным форматом магазинов, нарастившим покупательскую долю по сравнению с 2014 годом.

«Тот факт, что ходить чаще стали в супермаркеты, свидетельствует о важности ассортимента для российского покупателя: он скорее предпочтет смотреть на слегка повышенный ценник, чем на однообразные полки, ведь он привык к разнообразию и не хочет отказывать себе в выборе», — отмечает Лепп.

Эксперты Nielsen отмечают также, что, по данным их исследования, москвичи больше всего ценят в магазинах удобство и быстроту обслуживания, жители Санкт-Петербурга — промоакции и атмосферу торгового зала, а обитатели Новосибирска — размер магазина и долгое время работы.

В мае компания Nilesen сообщала, что стремительный рост цен и ухудшение ситуации на рынке труда привели к тому, что почти каждому пятому россиянину (18%) доходов теперь хватает только на еду и оплату прочих жизненно важных нужд. Даже в кризисном 2009 году о полном отсутствии свободных денег заявляли только 4–7% россиян.

В результате индекс потребительского доверия Nielsen в первом квартале 2015 года опустился до 72 пунктов, что является самым низким значением за всю историю его расчета.

По данным Росстата, реальные доходы россиян снижаются уже семь месяцев подряд: в последний раз их прирост в годовом исчислении отмечался в октябре 2014 года. Более того, с начала 2015 года сокращение реальных доходов россиян практически с каждым месяцем ускоряется: в январе 2015 года они сократились в годовом исчислении на 0,7%, в феврале и марте — на 1,6%, в апреле — на 3,9%, в мае — на 6,4%. В целом по итогам первых пяти месяцев 2015 года доходы населения сократились на 3%, тогда как за весь 2014 год — на 0,7%.

Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость