Общество, 30 июн 2015, 00:25

Абонент из машины

Читать в полной версии
Фото: Reuters

«МегаФон» поставит 2 млн сим-карт для бортовых устройств связи на грузовом транспорте. Machine to machinе (M2M) — сегмент, на котором операторы планируют зарабатывать, пока падают доходы от традиционных голосовых услуг.

Второй контракт

«МегаФон» выиграл закрытый конкурс, организованный ООО «РТ-Инвест транспортные системы» (РТИТС), на предоставление услуг М2М для «системы взимания платы в счет возмещения вреда дорогам общего пользования федерального значения» (см. справку), рассказал РБК представитель оператора Максим Мотин. Заключенный сторонами контракт подразумевает, что оператор установит 2 млн своих сим-карт в бортовые устройства грузовых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т. Срок контракта — 12,5 лет, уточнил представитель «МегаФона» .

Стоимость выигранного контракта «МегаФон» не раскрывает. РТИТС не ответил на запрос РБК. Источник, близкий оператору, и представитель крупной телекоммуникационной компании сообщили, что сумма договора составит порядка 6 млрд руб. — по 500 млн руб. ежегодно на протяжении всего срока соглашения.

Как пояснили РБК в «РТ-Инвест транспортные системы», тендера как такового не было. «Мы провели анализ рынка и переговоры с основными телеком-игроками. Основными критериями выбора «МегаФон» стали лучшая цена и максимальное покрытие мобильной связью дорог федерального значения для обеспечения наиболее корректной работы бортовых устройств», — заявил гендиректор компании Александр Советников. По данным Роскомнадзора, на конец прошлого года данный показатель у «МегаФона» составлял 93,8%, у МТС — 92,13%, у «ВымпелКома» — 87,02%.

Директор по работе с государственными клиентами «МегаФона» Сергей Буланча отметил, для компании этот контракт представляет «стратегическую ценность и интерес».

РТИТС — «дочка» «РТ-инвест», структуры инвестфонда «Ростех». В конце 2014 года 25% РТИТС выкупил предприниматель Игорь Ротенберг, сын Аркадия Ротенберга. Главным бенефициаром «МегаФона» являются структуры USM Holdings Алишера Усманова, 4,5% компании принадлежат также «Ростеху».

Нынешний конкурс РТИТС — уже второй по счету в 2015 году, победителем которого стал оператор «МегаФон». В апреле газета «Ведомости» ​​сообщила, что оператор заключил контракт с РТИТС на 10 млрд руб. сроком на те же 12,5 лет. По его условиям «МегаФон» будет принимать участие в создании и обслуживании единой телекоммуникационной сети для взимания платы на дорогах, обеспечивать каналы связи для всех ее компонентов и для филиалов РТИТС, а также предоставлять услуги хранения данных, пояснил представитель оператора.

Сегмент для роста

M2M — перспективный сегмент, на котором операторы связи планируют зарабатывать, когда доходы от традиционных голосовых услуг совсем упадут, пояснил Мотин из «МегаФона». По данным «МегаФона», сейчас российский рынок M2M оценивается в 6 млн сим-карт, его рост к 2014 году — 40%, предполагается, что к 2017-му число «симок» приблизится к 18,5 млн.

В 2014 году лидером сегмента была МТС с примерно 2,5 млн карт М2М, на втором месте находился «ВымпелКом» с 1,9 млн, а «МегаФон» замыкал тройку с 1,5 млн, отметил Мотин со ссылкой на оказавшиеся у него данные аналитических компаний. «Можно сказать, что сейчас мы готовимся к тому, чтобы стать лидерами», — заявил он. По его словам, около 300 тыс. из 2 млн новых сим-карт на грузовой автотранспорт компания установит уже в этом году, остальные — до конца первого полугодия 2016-го.

«ВымпелКом» реализует сейчас несколько контрактов с транспортными и логистическими компаниями по оснащению транспорта системами ГЛОНАСС и по мониторингу, сообщали представитель оператора Анна Айбашева. «Мы являемся поставщиками почти всех крупнейших ретейлеров с собственными автопарками», — сказала она.

МТС является лидером на рынке M2M и обслуживает сейчас более 3 млн сим-карт, утверждает представитель оператора Дмитрий Солодовников. По его словам, M2M-решения наиболее распространены в таких отраслях, как мониторинг транспорта, системы безопасности, банкоматы и другие терминальные решения. «На мониторинг транспорта и системы безопасности приходится около двух третей всех телематических сим-карт», — отметил Солодовников.

Никто из операторов «большой тройки» не раскрывает данные о том, сколько компания зарабатывает на M2M-подключениях. Среднее ARPU (месячная выручка на одного абонента) подобных автоклиентов невысока, отмечают представители операторов. «В среднем мы можем говорить о трафике от 7Мб до 50Мб на один автомобиль. Ежемесячно такой объем потребляемых данных приносит от 20 руб. за сим-карту и более», — оценивает Айбашева.

В «МегаФоне» этот показатель оценивают в примерно 30 руб. Для сравнения: ARPU обычных клиентов «МегаФона» по итогам 2014 года составило 321 руб. По новому контракту с РТИИТС — из-за больших объемов — оператор сделал скидку и ARPU может быть еще меньше — около 22 руб., отметили в «МегаФоне».

Если 2 млн сим-карт должны принести «МегаФону» 500 млн руб., то весь российский рынок сейчас можно оценить примерно в 1,5 млрд руб., или $30 млн. По оценке ABI Research, рынок M2M в США в 2014 году составил $200 млн. При этом McKinsey & Company оценивают оборот всех M2M-операторов в США, Японии и Западной Европе за тот же 2014-й всего лишь в $100 млн. По оценке GSMA, доля M2M в мировой абонентской базе в 2013-м выросла до 3% против 1% годом ранее.

Глава Cisco Джон Чемберс предрекает взлет рынку интернета вещей (подразумевается, что вещи — бытовые приборы, автомобили, различные системы, здания — станут полноценными объектами в сети и будут функционировать во многих случаях без участия человека): по его мнению, в ближайшее десятилетие эта сфера связи вырастет до $19 трлн, из которых 76% придется на частный сектор и всего 24% — на государственный.

«Умный дом», «подключенные автомобили», бытовая техника с доступом к сети, а также М2М-решения в сфере здравоохранения (например, когда датчики на теле человека автоматически информируют врачей о состоянии здоровья пациента) становятся все популярнее, считает Мотин. Еще одним драйвером рынка является переход промышленных предприятий и крупных инфраструктурных проектов от устаревших (радио, аналоговые линии передачи данных) и дорогостоящих (спутниковая связь) методов сбора данных к более дешевым и эффективным — с использованием сетей сотовых операторов, считают в GSMA.

Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
«Блеск люкса тускнеет». Почему кризис повлиял на сегмент роскоши
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов