Пандемия коронавируса, 30 июн 2020, 06:00

Почти половина россиян встретили пандемию без сбережений

Более 40% не имели полностью или частично сбережений к началу кризиса, связанного с распространением коронавируса, выяснили аналитики НАФИ. У трети опрошенных сбережения были, но их оказалось недостаточно в период самоизоляции
Читать в полной версии
Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости

У 45% россиян совсем или почти не оказалось сбережений к началу пандемии коронавируса, говорится в отчете аналитического центра НАФИ (есть у РБК) по итогам опроса в июне.

Еще 29% опрошенных сообщили, что какие-то сбережения были, но их оказалось недостаточно в период кризиса. Остальные 26% сумели сформировать достаточную подушку безопасности для того, чтобы пережить самоизоляцию даже в условиях потери всех источников дохода.

При этом с финансовыми трудностями столкнулись 46% от всех опрошенных. Из тех, кто не имел сбережений, на вопрос о трудностях с деньгами в период самоизоляции положительно ответили 57% респондентов.

По результатам опроса НАФИ, который агентство проводило незадолго до начала активной фазы эпидемии в России (февраль и март), в случае потери основного источника дохода 42% россиян могли бы продолжать нести необходимые расходы, не занимая при этом денег, в течение одного месяца. Еще 26% респондентов — менее трех месяцев. В среднем же, подсчитали в агентства, сбережений россиян хватило бы на 63 дня в случае потери работы.

Если до пандемии (в феврале), согласно опросам НАФИ, только 6% россиян оценивали свое материальное положение словами «едва сводим концы с концами», то во время пандемии (в апреле) их было уже 11%. Также увеличилась доля тех, кто сообщил, что на продукты денег хватает, но покупать одежду уже затруднительно (с 21 до 28%).

При этом с 44 до 36% сократилась доля респондентов, которые не затруднялись с покупкой еды и одежды, но уже с трудом могли позволить себе покупку холодильника или телевизора. Стало меньше и тех, кто свободно приобретал бытовые приборы, но затруднялся с покупкой машины (с 25 до 19%).

Опросы НАФИ проводились по национальной репрезентативной выборке в размере 2 тыс. человек не менее чем в 46 регионах и в 152 населенных пунктах России.

По итогам исследований, проведенных в период пандемии, в аналитическом центре сделали вывод, что ситуация с коронавирусом заставила потребителей переоценить жизненные приоритеты. В НАФИ ожидают, что больший, чем раньше, приоритет получат ценности здоровья, семьи и цифровых технологий. Также аналитики предсказывают значительное снижение демонстративного потребления.

Pro
Новая налоговая эпоха: что делать бизнесу в условиях тотальной слежки ФНС
Pro
Каждый отдел ведет свои документы. Как свести их все в единую систему
Pro
Зумеры пытаются «прокачать» сон: что такое sleepmaxxing
Pro
Cотрудники используют десятки электронных доверенностей. Можно ли иначе
Pro
Покойся с миром: почему Microsoft так и не смог вернуть к жизни Skype
Pro
Какие правила игры разработаны для криптофермеров в России
Pro
Повторение ошибок 70-х: почему инфляция возвращается в Европу и США
Pro
Продажи каких продуктов в России растут втрое быстрее других — 6 графиков