Продуктовые магазины не справились с жарой
Ритейлеры жалуются, что москвичи стали меньше есть и вдвое больше пить, делая паузы лишь для мороженого. Магазины срочно меняют ассортимент, заказывают товары меньшими партиями и чаще, прикладывая при этом массу усилий, чтобы сохранить продукты. Тем не менее, растет количество списаний овощей, молочных продуктов и шоколада, и это на фоне резко возросших затрат на электроэнергию.
Увеличение затрат на охлаждение торговых точек ритейлеры называют проблемой номер один. "Хотя у нас на юге немного прохладнее, чем в столице, но даже тут приходится увеличивать расходы на электроэнергию", - утверждает директор департамента по работе с инвесторами краснодарского ритейлера "Магнит" Олег Гончаров. "Из-за высокой температуры со своей работой не справляется холодильное оборудование", - жалуется топ-менеджер "Копейки". В результате приходится списывать на 10-15% больше скоропортящихся продуктов, например овощей, добавляет вице-президент "Дикси" Федор Рыбасов.
Ритейлеры отмечают, что из-за проблем с доставкой и хранением продуктов сетям пришлось менять логистику - заказывать меньше товаров и чаще. "У нас возросла логистическая нагрузка, машины товар везут напряженно, в них не всегда удается поддерживать тот температурный режим, который нужен продуктам, поэтому приходится везти меньшими партиями", - рассказывает представитель "Копейки". По его словам, в сети уже снизился товарный запас.
Кроме того, магазины меняют ассортиментную политику в связи с изменением спроса. Летом люди покупают напитков на 70% больше, чем в другие сезоны, пиво становится популярнее на 30%, говорит г-н Рыбасов. Спрос на мороженое в жару вырастает в три раза, а лидер продаж - средство от комаров, продажи которого летом вырастают в десять раз. В то же время падает потребление водки на 20-25%, коньяка - на 35%, шоколада - на 40%. Все эти изменения в предпочтениях отражаются на полках магазинов.
Поставщики продуктов питания, в свою очередь, не сильно обеспокоены жарой. "У нас не возникло проблем с увеличением возврата, потому что магазины уменьшили объем закупаемых партий, чтобы избежать проблем с хранением продукции", - говорит вице-президент агропромышленного холдинга "Мираторг" Александр Сартуев.