Общество, 30 июл 2013, 01:03

Такой разный малый и средний бизнес

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Член правления Промсвязьбанка Константин Басманов решил выделить работу со средними и малыми компаниями в два отдельных сегмента бизнеса. Банкир уверен, что подходы к обслуживанию таких заемщиков должны быть особенными.

Звонок РБК daily застал Кон­стантина Басманова на Красноярском форуме для молодых предпринимателей. У бизнесменов есть шанс стать клиентами Промсвязьбанка уже после внедрения новой модели, более тонко настроенной под размеры определенной компании. Стратегия новой сегментации была разработана в конце прошлого года и сейчас постепенно внедряется.

Г-н Басманов счел логичным выделить из блока МСБ работу со средним бизнесом в отдельное направление. Под это определение подпадают компании с годовой выручкой до 1,5 млрд руб., в то время как к малому бизнесу относятся заемщики с аналогичным показателем менее 360 млн руб. «Традиционно у нас сегмент МСБ воспринимается как нечто целое, в то время как по прошествии времени малый бизнес зачастую вырастает из этого определения», — говорит г-н Басманов. Кроме того, к разделению сегмента банкира подтолкнуло ускорение роста среднего бизнеса, обслуживающегося в банке.

Банкир уверен, что для этих двух ниш необходим разный подход. Если в малом бизнесе примерный объем задолженности в портфеле Промсвязьбанка составляет около 3 млн руб., то в среднем бизнесе — 30 млн руб. «Очевидно, что такие заемщики требуют разного подхода, разной оценки рисков, — отмечает Константин Басманов. — Ранее средний бизнес при рассмотрении заявки на кредитование оценивался по технологиям, разработанным для корпоративного». Теперь банк уходит от глубокой индивидуальной процедуры оценки, применяемой в отношении крупных компаний. «Мы внедряем новый подход, сочетающий методы оценки корпоративного бизнеса с элементами малого и среднего бизнеса, — продолжает г-н Басманов. — Он позволяет сократить затраты на проверку компаний и ускорить процедуру принятия решения по заявке».

Новое подразделение будет работать как с московскими, так и с региональными клиентами. Таким образом, в Москве банк будет отделять средний бизнес из блока МСБ, в других городах — средний корпоративный бизнес от малого корпоративного. «Мы вводим изменения поэтапно. В столице этот процесс уже идет, в регионах нам еще предстоит доработка бизнес-модели», — рассказывает вице-президент кредитной организации. Сотрудники пройдут переобучение, получат более специализированную подготовку.

Малым и средним бизнесом будут заниматься разные клиентские менеджеры. Уже изве­стно, что направление среднего регионального бизнеса возглавит Александр Чернощекин в должности вице-президента. Ранее он был директором департамента корпоративных продаж. Департамент регионального среднего бизнеса будет входить в уже существующий блок МСБ. По словам г-на Басманова, оба направления важны для банка и ни у одного из них не будет приоритета.

Начальник управления андеррайтинга среднего бизнеса Транскапиталбанка Елена Алексеева отмечает, что у малых компаний в основном упрощенная система налогообложения, по которой трудно проверить реальные цифры по долгам клиента. В крупном бизнесе все более прозрачно, но требует индивидуального изучения. «Могут отличаться пакеты документов для рассмотрения кредитной заявки, применяться различные методики оценки кредитных рисков с целью будущего резервирования», — сравнивает малый и средний бизнес г-жа Алексеева. Зачастую клиентам среднего сегмента необходимы сделки, созданные специально для них, замечает начальник управления по работе с предприятиями среднего бизнеса Райффайзенбанка Дмитрий Харин. «Малый бизнес более поточный и стандартизированный», — считает финансист.

Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Twitter лучших времен: чем соцсеть Bluesky привлекает пользователей