Общество, 30 июл 2015, 00:25

Собственники роста не ждут

Читать в полной версии
Фото: ТАСС

Российский семейный бизнес не ожидает роста в этом году. Частные собственники пеняют на государственную политику, валютный курс и проблемы с подбором квалифицированных сотрудников.

Российские семейные компании не ожидают роста в текущем году, следует из результатов опроса, проведенного компанией EY совместно с Центром изучения предпринимательства Kennesaw State University Cox Family Enterprise Center. В выборку попали по 25 крупнейших компаний из 21 страны, которые контролируются одним человеком или семьей через владение и менеджмент.

Треть опрошенных полагают, что произойдет сокращение рынков, еще треть считают, что рыночные условия не изменятся. Столь же скептически настроены представители семейных предприятий Бразилии и Италии: они также сталкиваются с набором экономических проблем.

Если же забыть про кризис, российский семейный бизнес чувствует себя неплохо. «Несмотря на относительную молодость российских семейных компаний, результаты проведенного исследования показывают, что в основном они развиваются в соответствии с глобальными трендами, характеризующими семейный бизнес», — пишет Антон Ионов, партнер EY, руководитель группы услуг для частных клиентов в СНГ.

С одной стороны, российские компании работают в меньшем количестве отраслей (1,4 против 5 в среднем по миру) и меньшем числе регионов (2,8 страны против 15). С другой — они оказались в числе рекордсменов по показателю рентабельности собственного капитала (ROE): он составил 20%. Аналогичный результат продемонстрировали только страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Близка цифра для Китая — 19,8%. При этом, например, показатель для США — 13,2%, для Японии — 10,8%.

Российский семейный бизнес доволен результатами деятельности своих советов директоров: 84% опрошенных посчитали их «хорошими» и «превосходными». Оставшиеся 16% не дали ни положительной, ни отрицательной характеристики, так что получается, что негативных ответов на вопрос о совете директоров не дал никто. В среднем в мире доля семейных предприятий, которые ответили положительно, составила 87%. Отличие в том, что россияне реже готовы доверить совету определение порядка наследования бизнеса: владельцы предпочитают делать это сами (36,4%) или делегировать задачу исполнительному директору (также 36,4%).

Ранее исследования семейного бизнеса в России проводились консалтинговой компанией PwC. Из результатов за 2012 и 2014 годы следует, что доля компаний, которые фиксировали рост продаж за 12 месяцев, предшествовавших опросу, за два года сократилась с 92 до 72%. На 19% — с 95 до 76% — снизилась доля тех, кто планировал стабильный рост в течение 5 лет и полагал, что сможет его обеспечить.

Представителей семейного и частного бизнеса также спрашивали, какие факторы, на их взгляд, являются наиболее серьезными трудностями на пятилетнем горизонте. В 2012 году лидировали общая экономическая обстановка, привлечение необходимого персонала и ценовая конкуренция. Летом 2014 года топ-3 несколько изменился: на третье место вместо конкуренции вышла необходимость повышения профессионализма. В опросе EY сектор человеческого капитала назван одним из трех ключевых направлений для инвестиций, наряду с информационными системами и производственными мощностями.

Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist