Общество, 30 авг 2012, 12:00

2. Торговец мечтой

Мы давно привыкли покупать не вещи, а бренд, красивую легенду и громкое имя. Когда образы становятся важнее содержания, в авангарде оказываются специалисты по рекламе и маркетингу - раз потребитель имеет выбор, кто-то должен подсказывать ему, что предпочесть.
Читать в полной версии
Фото: Depositphotos

Бессмертная профессия

Рекламисты могут с полным правом говорить о древности своей профессии. Еще 3 тыс. лет назад древневавилонские торговцы ходили с глиняными табличками на груди, рассказывающими о продаваемых ими товарах. А на улицах Афин в античные времена глашатаи расхваливали продававшихся рабов, домашних животных и другие товары.

Первое газетное объявление появилось в середине 17-го века на страницах лондонского издания и сулило вознаграждение тому, кто найдет 12 украденных лошадей. А рекламное агентство-пионер открылось в Англии в 1812г.

В среднем по миру рекламный рынок составляет 1% от ВВП страны. В России эта доля несколько ниже, но все же составляет более полпроцента ВВП, а в будущем этот рынок ждет рост. Поэтому стране будет требоваться все больше копирайтеров и креативных продюсеров. "Если в России будет нормальный рынок, он не сможет существовать без рекламы. Если есть рынок, нужны рыночные коммуникации, и реклама никогда не устареет", - объясняет президент российского отделения Международной рекламной ассоциации Борис Еремин.

Руководитель отдела аналитики портала Superjob.ru Валерия Чернецова предсказывает большие заработки тем, кто находится на стыке двух динамично развивающихся областей и занимается рекламой в Интернете: менеджерам по интернет-маркетингу, блогерам, комьюнити-менеджерам. Светлое будущее ждет бренд-менеджеров и BTL-менеджеров.

Однако как и в любой творческой профессии, здесь будет существовать ощутимый разрыв между зарплатой профессионала высокого уровня и рядовыми сотрудниками.

Где учат

Россия на несколько десятилетий отстает от Запада в сфере рекламы, поэтому есть смысл получать профильное образование на чужбине. Тем более что в зарубежных вузах основные дисциплины читают рекламисты-практики. В нашей стране специалистов по рекламе начали готовить только в 1995г. Тем не менее, необходимые знания можно приобрести как в специализированных вузах (Международный институт рекламы, Высшая школа рекламы, Институт дизайна), так и на факультетах рекламы в университетах более широкого профиля (Российский государственный гуманитарный университет, Московский государственный университет им.Ломоносова, Российский новый университет и др.).

Стереотипный рекламист

Герои своего времени, рекламщики нередко оказываются главными действующими лицами голливудских фильмов. Обычные люди в вечном поиске идей, как же продать подкрашенные в PhotoShop'e мечты о счастье. В качестве источника вдохновения может использоваться все – от сильных эмоций до наркотиков. Классический разочаровавшийся рекламщик – бегбедеровский персонаж "99 франков".

Российских копирайтеров воспел Виктор Пелевин. В отличие от западных коллег, они оказались в деле совершенно случайно, однако это никак не сказалось на степени их разочарованности и источниках вдохновения. "Главная задача рекламы - показывать людям других людей, которые сумели обмануться и найти счастье в обладании материальными объектами. На самом деле такие обманувшиеся живут только в клипах. Всегда рекламируются не вещи, а простое человеческое счастье. Всегда показывают одинаково счастливых людей, только в разных случаях это счастье вызвано разными приобретениями. Поэтому человек идет в магазин не за вещами, а за этим счастьем, а его там не продают", - объясняется в культовом романе В.Пелевина.

Рекламные анекдоты

Вечер. Небольшой ресторан. Один из клиентов обращается к официанту:  - Почему вчера за те же самые деньги мне дали порцию в два раза больше, чем сегодня? - А где Вы сидели? - У окна. - Тем, кто сидит у окна, мы даем порцию больше, потому что это реклама для тех кто, снаружи!

Специалиста по маркетингу спрашивают: - Правда ли, что на любой товар можно найти покупателя? - Конечно. - Предположим, у меня есть мешок старых, ржавых, гнутых гвоздей. Что с ним делать? - А разве у Вас рядом нет мастерской по ремонту шин?

Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе