Общество, 30 окт 2013, 01:03

Прибыль уходит в море

Читать в полной версии
Фото: EPA

Расширение Панамского канала, которое завершится в 2015 году, привело к инвестициям в десятки миллиардов долларов в портовую инфраструктуру городов восточного побережья США. Местные власти ожидают, что резкое увеличение потока грузов стимулирует промышленность и занятость. А вот прибыли железнодорожных перевозчиков, включая компанию миллиардера Уоррена Баффета, могут снизиться.

Панама начала расширение канала в 2007 году, планировав закончить все работы к его столетию в 2014 году, однако из-за технических проблем дата была отложена на год. Ожидается, что затраты на модернизацию окупятся в течение десяти лет. После реконструкции общий объем грузов, перевозимых через канал, будет расти на 3% в год, а его пропускная способность увеличится вдвое. Каналом наконец-таки смогут пользоваться крупные контейнеровозы класса Post-Panamax (вмещают свыше 7 тыс. 20-футовых контейнеров). В настоящее время 30% мирового контейнерного флота составляют именно такие суда.

Сейчас канал пропускает около 14 тыс. судов, около 70% грузов идет в США. Однако один из главных торговых партнеров страны, Китай, предпочитает не пользоваться каналом, а отгружать товар в портах на западном побережье Америки, например в Лос-Анджелесе, а затем доставлять их по железной или автомобильной дороге в Нью-Йорк и другие города. Это на 9 дней быстрее, но на 1 тыс. дороже за каждый грузовой контейнер. После модернизации канала ситуация может измениться. По прогнозам, западные порты США рискуют потерять до 35% грузов. «Нет никаких сомнений в том, что будет дешевле транспортировать товары через канал на восточное побережье», — цитирует CNBC бывшего председателя Panama Canal Commission Боба Макмиллиана.

Восточные города США уже начали расширять свои порты: сейчас только Норфолк в Виргинии способен принимать контейнеровозы класса Post-Panamax. Так, Южная Каролина инвестирует около 700 млн долл. в инфраструктурные проекты в городе-порте Чарльстон. Кроме того, в ближайшие десять лет штат рассчитывает получить еще 1,3 млрд долл. от федеральных властей. «У нас будет больше рабочих мест и возможностей для производства, когда порт сможет принимать более крупные суда», — говорит гендиректор South Carolina Ports Authority Джим Ньюсом.

В Майами местные власти также потратят 550 млн долл. на туннель, который свяжет порт напрямую с крупнейшей автомагистралью штата Флорида. Таким образом, расширение Панамского канала обеспечит дополнительный рост промышленности города в 3%. А чиновники штатов Нью-Йорк и Нью-Джерси даже решили увеличить высоту местного моста Bayonne Bridge с 46 до 65 м, чтобы под ним смогли проходить большие контейнеровозы.

«Мы рассчитываем на заметный рост объема контейнерных перевозок морским путем, после того как в 2015 году будет завершено расширение Панамского канала», — сказал РБК daily министр экономики и транспорта правительства Гамбурга Франк Хорхь. По его словам, порты США инвестируют сейчас в развитие своей инфраструктуры около 46 млрд долл.

В то же время, по прогнозу Los Angeles County Economic Development Corporation, от расширения Панамского канала проиграют не только западные порты, но и логистические компании. В частности, речь идет о Burlington Northern Santa Fe Corporation (BNSF), которую в 2010 году приобрел миллиардер Уоррен Баффет. «Это неизбежно, что такие железнодорожные компании, как Burlington Northern потеряют часть своих заказов, когда Панамский канал будет расширен. Намного больше контейнеров можно будет транспортировать на кораблях, а не через порты западного побережья», — отметили ранее аналитики NH Investment & Securities.

По итогам первого полугодия 2013 года, железнодорожный перевозчик принес Баффету 884 млн долл. прибыли. Правда, гендиректор BNSF Мэтт Роуз не считает, что расширение Панамского канала изменит ситуацию: «Эти корабли становятся все больше и больше, и только ограниченное количество портов может их принять. Мы не собираемся снижать наши капитальные инвестиции в транспортный бизнес из-за опасений, связанных с Панамским каналом».

Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах