Общество, 30 окт 2014, 00:25

Агрегатор кремлевских новостей

Читать в полной версии
Фото: EPA

Влиятельный среди западных специалистов новостной агрегатор Johnson’s Russia List, специализирующийся на России, заподозрили в излишней лояльности по отношению к официальной Москве. По данным BuzzFeed, ресурс, востребованный у журналистов, ученых и аналитиков по всему миру, стал добавлять в рассылку неоправданно много новостей российских государственных СМИ и таким образом навязывает своим читателям «кремлевский взгляд» на украинские события.

Johnson’s Russia List (JRL) – новостной агрегатор, фокусирующийся на событиях в России. Собранная JRL новостная подборка ежедневно рассылается подписчикам по электронной почте. Кроме того, сервис публикует новости о России в своем аккаунте в Twitter, у которого почти 7,5 тыс. подписчиков.

С начала украинского кризиса JRL стал включать в рассылку все больше контента российских государственных СМИ и других ресурсов, которые с симпатией относятся к российской версии событий, утверждает BuzzFeed. Основатель ресурса Дэвид Джонсон активно вступал в перепалки с журналистами в Twitter, когда дело касалось украинских событий. Около недели назад он удалил свой аккаунт (@RussiaDavid) в соцсети.

Известный британский журналист Бен Джуда, работавший корреспондентом в России и написавший книгу «Хрупкая империя. Как Россия полюбила и разлюбила Путина», рассказал BuzzFeed, что с развитием украинских событий лента JRL превратилась в подборку «первоклассных материалов российской пропаганды». «Я перестал читать [JRL], потому что каждый день получал подборку из 20 лучших материалов российской пропаганды, разбавленных заметками Reuters», – пояснил он изданию.

Джонсон отказался разговаривать с BuzzFeed, ответив, что «перестал давать интервью много лет назад». На запрос РБК о комментарии Джонсон также ответил, что придерживается политики избегать интервью. Впрочем, он отметил, что JRL с самого начала задумывался как поставщик информации и аналитики в основном из российских СМИ: «Ничего в этом отношении не изменилось – это «российский список Джонсона».

«Его читают абсолютно все»

По словам Бена Джуды, «список Джонсона» очень популярен среди европейских политиков. «В 2009 году я начинал работать в Европейском совете по международным отношениям [European Council on Foreign Relations, экспертный центр] в качестве аналитика по России, и мне сразу сказали подписаться на рассылку JRL, потому что «все в Брюсселе его читают», – вспоминает Джуда.

Дэвид Джонсон запустил свой дайджест в 1996 году незадолго до президентских выборов в России. На тот момент это был единственный информационный ресурс для людей на Западе, связанных с Россией, и потому довольно скоро заслужил уважение и в академической среде, и среди журналистов и политиков. JRL позиционирует себя как must read для студентов, преподавателей, государственных чиновников и журналистов.

В описании ресурса говорится, что он востребован и в самой России, и на постсоветском пространстве, так как помогает понять, «как Россия воспринимается за рубежом». Согласно статистике лайков на странице организации в Facebook, из почти 3 тыс. его подписчиков 35% живут в США, 12% – в России, 6% – в Великобритании, 3,5% – в Германии.

JRL действительно авторитетное издание: его указывают в списке рекомендуемых ссылок многие университеты, где есть курсы по изучению российско-американских отношений или Russian Studies, например Университет штата Орегон или Университет Северной Каролины.

В 1997 году будущий посол США в России, на тот момент профессор факультета политологии Стэнфордского университета Майкл Макфол говорил газете The New York Times: «Оказывается, даже если ты находишься в престижных университетах вроде Стэнфорда, Колумбии или Гарварда, тебе все равно не так-то просто достать подобную информацию».

По словам Макфола, Johnson's List действительно серьезно помогает западным ученым, занимающимся Россией. «Это парадоксальная ситуация, – замечал Макфол. – Академики-тяжеловесы не перестают говорить мне, что от «этой штуки» [JRL] нужно держаться подальше, но сами они читают его. Его читают абсолютно все».

The New York Times называла Джонсона «одержимым наблюдателем России». Джонсон с самого начала пытался выстраивать свой агрегатор в пику популярным в Америке СМИ, таким как NYT. Например, по его словам, газета «демонизировала антиельцинскую оппозицию», которую Джонсон накануне выборов 1996 года поддерживал.

Валдайский эксперт

Спустя десять лет в интервью российскому изданию The Moscow News Джонсон рассказывал, что скептически относился к Борису Ельцину, а потом и к его преемнику Владимиру Путину. Впоследствии мнение о втором российском президенте у эксперта улучшилось: «Я сторонник мнения о том, что Путин и Россия рисуются в западных СМИ слишком темными красками».

В какой-то момент неприязнь к Путину сменилась у Джонсона симпатией: в 2005 году он с восторгом рассказывал изданию Washington ProFile о встрече с Владимиром Путиным. «Он – впечатляющая личность с огромной энергией. Он может свободно рассуждать на самые разные темы», – говорил тогда Джонсон, отмечая склонность российского президента прислушиваться к мнению международного экспертного сообщества.

В современной России Джонсон оказался уже после того, как его дайджест стал достаточно популярным, в 2000-х годах. Приехал он в статусе «эксперта от США» на мероприятия «Валдайского клуба», которые посещал как минимум три раза – в 2004, 2005 и 2008 годах.

Сейчас «российский листок Джонсона» называет себя «проектом» института по европейским, российским и евразийским исследованиям Университета Джорджа Вашингтона. Университет, расположенный в американской столице, знаменит тем, что является одним из самых дорогих учебных заведений в Штатах, а также своими выпускниками, среди которых – Жаклин Кеннеди и 65-й госсекретарь США Колин Пауэлл.

Директор института Питер Роллберг не согласен с претензиями на тему предвзятости ресурса, о чем он рассказал BuzzFeed. По его мнению, российские государственные СМИ являются нужным антидотом для американских медиа. «Говоря о включении тех или иных статей в рассылку, я думаю, что Дэвид Джонсон предоставляет площадку для мнений, которые едва ли представлены в информационном потоке в Штатах, и в этом я с ним согласен», – заявил Роллберг изданию.

Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения
Pro
Что такое «брошенная корзина» и как вернуть покупателя
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Шесть типов собеседников и как подстроиться под каждого из них
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
«Вернется к уровню 2021 года через 7‒9 лет». Что происходит с «Газпромом»
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением