Дело Ивана Сафронова, 30 ноя 2020, 12:25

Суд продлил арест Сафронову по делу о госизмене

Бывший спецкор «Коммерсанта» Иван Сафронов останется под стражей по меньшей мере до марта. ФСБ считает, что он передал секретные сведения чешской разведке, ему предлагалось раскрыть источники информации
Читать в полной версии
(Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС)

Лефортовский суд Москвы продлил на три месяца, до марта, арест советника главы «Роскосмоса», бывшего журналиста «Коммерсанта» и «Ведомостей» Ивана Сафронова, который обвиняется в госизмене (ст. 275 УК). Об этом сообщили РБК в пресс-службе инстанции.

Соответствующее ходатайство следователя СУ ФСБ Александра Чабана суд рассмотрел в закрытом режиме. Из-за ограничений, связанных с коронавирусом, родные Сафронова и журналисты не были допущены даже в здание суда на открытую часть процесса.

Сафронов, который с мая 2020 года работал советником Дмитрия Рогозина, был задержан утром 7 июля. По версии следствия, в 2012 году, в период работы в «Коммерсанте», журналист был завербован спецслужбами Чехии, а в 2017 году отправил через интернет засекреченные сведения одному из агентов чешской разведки. Конечным получателем информации, по версии следствия, были США, она касалась военно-технического сотрудничества России с североафриканским государством и действий российских вооруженных сил на Ближнем Востоке. Ранее у ФСБ возникали вопросы к журналисту в связи с заметкой о поставках истребителей СУ-35 в Египет, а Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) в связи с этим материалом подавала к «Коммерсанту» иск о разглашении гостайны.

В деле есть имя человека, якобы получившего от Сафронова указанные сведения, говорил РБК адвокат, глава объединения «Команда 29» Иван Павлов, который представляет интересы журналиста. Издание «Проект» обращало внимание на то, что Сафронов был знаком с чехом Мартином Ларишем, который в 2010–2012 годах работал в Москве как корреспондент газеты Lidove noviny, а позже возглавил Центр анализа безопасности и предотвращения угроз, который готовит доклады о безопасности в Восточной Европе и Африке. Лариш опровергал свою причастность к деятельности разведслужбы и заявлял, что общался с Сафроновым как друг и коллега.

Сафронов категорически отрицает вину и связывает свое преследование со своей профессиональной деятельностью в качестве журналиста. К заседанию 30 ноября защите удалось собрать поручительства за Сафронова и положительные характеристики от 400 человек, в числе которых журналисты, политики, правозащитники и преподаватели. ФСБ назначила экспертизу всех заметок Сафронова, а также предлагала ему раскрыть источники в обмен на более мягкое наказание, заявлял его адвокат Павлов.

Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в октябре в интервью ТАСС заявил, что много лет знает Сафронова «как порядочного человека и профессионального журналиста» и надеется на оправдательный приговор. «Любой человек, который нанимается на работу в госкорпорацию, даже на должность, может, и не связанную с секретной информацией, обязательно проходит специальную проверку, — заявил руководитель «Роскосмоса». — У нас есть специальное управление, несколько департаментов — безопасности, защиты государственной тайны, экономической безопасности… Там работают профессионалы, в том числе действующие офицеры спецслужб. Я привык полагаться на то, что это сильные фильтры».

Рогозин добавил, что с уважением относится к работе органов госбезопасности, но исходит из принципа презумпции невиновности и что Сафронов не будет уволен, а останется в должности советника главы госкорпорации по крайней мере до приговора.

Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла