Кадастр нажал на тормоза
Читать в полной версии
В прошлом году число одобренных столичными властями заявок от предпринимателей на выкуп арендуемых помещений удвоилось, составив 290 обращений. Однако 170 предпринимателей до сих пор находятся в «промежуточном» состоянии. Права собственности на арендуемые ими помещения невозможно оформить в положенные 30 дней — 99% этих помещений не состоят на кадастровом учете, без которого подобная сделка с недвижимостью невозможна. Бизнесмены говорят, что теряют деньги. Город обещает ускорить постановку на кадастровый учет.
Владелец сети точек по предоставлению бытовых услуг (пожелал остаться неназванным) арендует помещение площадью 150 кв. м в ЦАО. Плата за аренду составляет около 1,3 млн руб. в год. Для такого «скромного» бизнеса, признается предприниматель, это около трети всего оборота. Гораздо выгоднее выкупить это помещение за 20 млн руб. (во столько его недавно оценили независимые оценщики), так как подобная сделка сможет окупиться примерно через пять лет.
Бизнесмен признается, что недавно подал заявление о выкупе помещения в том числе и потому, что право выкупа, предусмотренное федеральным законодательством (159-ФЗ), продлится до 2015 года. Однако сейчас осуществление его планов оказалось под угрозой. «Планировал за 30 дней получить права собственности и выстраивать работу в новых условиях, но вынужден продолжать платить «невыгодную» аренду», — рассказывает собеседник издания.
В похожем положении, рассказали в департаменте городского имущества, оказались около 170 представителей малого и среднего бизнеса. В течение прошлого года документы по выкупу арендуемых ими помещений были полностью подготовлены. Сейчас они находятся на рассмотрении. Срок принятия решений по таким обращениям в соответствии с госуслугой — 30 дней. Однако оказалось, что 99% из этих объектов не числятся на кадастровом учете.
В связи с внесенными поправками в федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с 1 января 2013 года кадастровый паспорт помещения является необходимым документом для госрегистрации прав на такой объект недвижимого имущества, объяснили РБК daily в департаменте. Поскольку ранее такие требования отсутствовали, помещения на кадастровый учет не ставились. Власти Москвы планируют сделать все возможное, чтобы ускорить процедуру постановки на кадастр в Росреестре, который по какой-то причине эту работу не выполнил. Работа будет вестись при участии департамента городского имущества и заммэра по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Натальи Сергуниной. В пресс-службе заммэра информацию подтвердили. От Росреестра комментариев получить не удалось.
Председатель совета московского отделения «ОПОРА России» Александр Жарков рассказал, что намерен просить рассмотреть этот вопрос на ближайшем заседании штаба по защите бизнеса под руководством заммэра Сергуниной. По словам г-на Жаркова, сложившаяся ситуация может стать реальной угрозой для бизнеса, так как часть предпринимателей могла взять кредиты на выкуп помещений.
Стоит отметить, что в ускорении процедуры заинтересован также департамент городского имущества. Так, по данным ведомства, малый бизнес платит за аренду по минимальной цене — 3,5 тыс. руб. за 1 кв. м. А доход казны за три года действия 159-ФЗ составил примерно 2,3 млрд руб.
По словам директора отдела исследований рынка CBRE Валентина Гаврилова, одна из причин, из-за которой предприниматели «бросились» заключать договоры о выкупе, заключается в непостоянстве арендной платы. Сегодня она минимальная (3,5 тыс. руб.), а через какое-то время может стать рыночной. Что же касается сложного положения некоторых бизнесменов, отмечает г-н Гаврилов, кредит на выкуп следовало брать лишь в тот момент, когда договор с городом уже заключен, а не заранее.