Общество, 31 мар 2006, 01:00

Эксперты: Госмонополия бессильна против нелегального оборота алкоголя

Введение госмонополии не снизит нелегальный оборот алкоголя. Только высокая сознательность производителей и власти, саморегулирование рынка способны стабилизировать алкогольную отрасль в РФ, снизив нелегальный оборот, считает эксперт совета по акцизной политике Госдумы Марина Петрухина.
Читать в полной версии

В интервью РБК она заявила, что ситуация на алкогольном рынке демонстрирует нежелание ряда властных структур решать на уровне реализации закона проблемы рынка, попытку отвлечь рынок от объективного решения вопросов в плоскость усиления административного присутствия.

Напомним, 28 марта 2006г. в Государственную думу был внесен законопроект, устанавливающий госмонополию на оборот этилового спирта. По словам спикера Госдумы Бориса Грызлова, под государственной монополией понимается исключительное право государства в лице уполномоченного органа регулировать оборот этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции.

Такое регулирование предлагается осуществлять через контроль объемов производства, поставки, закупки и потребления этилового спирта, а также нефасованной спиртосодержащей продукции. Минимальные отпускные оптовые и розничные цены на алкогольную продукцию, реализуемую в России, будет определять правительство РФ.

Под жесткий контроль будут поставлены также производственные мощности, сообщил Б.Грызлов. Последнее, как пояснили независимые отраслевые эксперты, знакомые с содержанием документа, предполагает получение производителями алкоголя так называемых уведомлений на использование производственных мощностей. По словам М.Петрухиной, монополия как попытка сократить нелегальный рынок оказалась неэффективной, например, на Украине", - говорит М.Петрухина.

Между тем рынок находится уже в глубоком кризисе. Такая ситуация обусловлена тем, что с 1 января 2006г. вступила в силу новая редакция закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". В связи с тем, что правительство РФ и ответственные министерства не успели подготовить к моменту вступления в силу дополнительных распоряжений, постановлений и положений, которые призваны сделать закон дееспособным, с 1 января 2006г. алкогольные предприятия России прекратили выпуск продукции.

Основная причина - отсутствие новых спецмарок. Это было вызвано тем, что марки оклеиваются в процессе производства, то есть создать "запас" продукции для последующей оклейки невозможно технически. Проблемы ожидаются и с поставками импортной продукции с 1 апреля 2006г.

Стороны этого сложного процесса становления новых правил игры на российском алкогольном рынке - игроки рынка и власть - по очереди обвиняют друг друга в инертности реализации нового закона.

Так, в Федеральной таможенной службе (ФТС) считают, что напряженность на рынке импортного алкоголя в связи с ожиданием запрета на ввоз продукции в РФ со старыми марками с 1 апреля 2006г., провоцируется самими поставщиками. А Федеральная налоговая служба (ФНС), например, заявляет, что за получением новых лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в налоговые органы пока обратились только 126 организаций из 923, имеющих на сегодня лицензии старого образца.

Неравномерность обращений фиксируется и в отношении спецмарок. Сейчас в Госдуму внесены поправки к закону, предусматривающие увеличение сроков хождения старых марок. Именно ожидание возможности таких послаблений и могло стать причиной инертности со стороны импортеров алкогольной продукции, затягивания процесса получения новых акцизных марок, считает Марина Петрухина.

Между тем, как сообщалось 21 марта 2006г., Московский завод "Кристалл" из-за сложной ситуации с новыми акцизными марками остановил выпуск алкоголя. Помимо ключевого предприятия отрасли, встали еще ряд производителей.

По данным союза производителей алкогольной продукции (СПАП), куда входят предприятия ФГУП "Росспиртпром" (в том числе МЗ "Кристалл"), группа "Русский алкоголь" и др., сейчас в ликероводочной отрасли России сложилась крайне сложная ситуация. Уже около трех месяцев все предприятиях страны, выпускающие крепкие спиртные напитки, испытывают острый дефицит федеральных специальных марок (ФСМ). В течение всего января 2006 г. предприятия отрасли не получили ни одной акцизной марки.

Совокупные убытки предприятий составили более 1 млрд руб., бюджет потерял более 8 млрд руб. "Со второй недели февраля марки начали выдаваться, но в количестве, в два раза меньшем от числа поданных заявок. Это происходило по причине неполного удовлетворения Гознаком заявок территориальных органов ФНС", - отмечается в сообщении союза. По данным Росстата, объем производства легальной алкогольной продукции за январь-февраль 2006г. составил 41% по сравнению с тем же периодом 2005г.

Как отмечается в документе СПАП, сейчас ситуация не изменилась, все предприятия, едва начав работать, вновь находятся на грани остановки. Данное положение дел приводит к увеличению оборота контрафактной и суррогатной продукции, вытеснению отечественных производителей с рынка. Кроме того, данная ситуация может использоваться противниками наведения порядка на алкогольном рынке для предвзятой критики новой редакции закона.

Другие отраслевые организации (Союз участников алкогольного рынка - СУАР), Комитет производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса - АЕБ, и др.) заявили недавно, что нанесение на акцизные марки для импортной продукции штрих-кода до сих пор невозможно, так как еще не налажена работа Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) в части взаимодействия таможенной службы с импортерами.

По оценкам участников рынка, около 160 млн единиц легального алкоголя, произведенного в странах дальнего зарубежья, оклеенного маркой старого образца и ожидающего отгрузки на складах, не будет ввезено в Россию с 1 апреля 2006г. Таким образом, отказ в продлении сроков действия старых марок сами поставщики и отраслевые союзы рассматривают как эмбарго России в отношении западных поставщиков алкоголя.

Однако как сообщила журналистам советник генерального директора "Гознак" по связям с общественностью Наталья Никифорова, их объединение по состоянию на 28 марта 2006г. изготовило более 1,6 млрд федеральных спецмарок (ФСМ), предназначенных для оклейки алкогольной продукции, при месячной потребности алкопроизводителей РФ в 300 млн марок. Наталья Никифорова уточнила, что налоговым органам (ФНС РФ) отгружено из указанного объема 861,5 млн спецмарок, для ФНС изготовлено 756,6 млн марок.

Помимо этого для региональных управлений ФНС предназначено 446,7 млн марок. 414,8 млн ФСМ старого образца оснащены стикерами. По заявкам Федеральной таможенной службы (ФТС РФ) отгружено 98,7 млн акцизных марок для оклейки импортной продукции, для этих же целей изготовлено еще 107,1 млн марок.

Между тем гендиректор объединения "Гознак" Аркадий Трачук в феврале 2006г. заявлял, что "есть проблемы с ассортиментом", так как в первую очередь печатались марки для крепких напитков. Он отметил, что если бы положение об изменении порядка маркировки алкогольной продукции вступало в силу с 1 апреля 2006г., то задержек с выпуском и выдачей марок нового образца не произошло бы. "Цикл нашего производства таков, что подготовительный этап занимает не менее трех месяцев с момента подписания всех подзаконных актов", - пояснил А.Трачук. - А большинство необходимых документов было подписано в конце декабря 2005г. - начале января 2006 года".

Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года