Общество, 31 мая 2021, 07:00

Устройства для нагревания табака потеснили сигареты на российском рынке

Соотношение продаж традиционных сигарет и систем нагревания табака изменилось по сравнению с прошлым годом. Доля сигарет сократилась с 93,8 до 85%, а доля систем нагревания табака выросла с 6,2 до 15%
Читать в полной версии
Фото: Антон Ваганов / ТАСС

Россияне все чаще отдают предпочтение электронным устройствам для нагревания табака, чем обычным сигаретам, выяснили аналитики оператора фискальных данных OFD.ru (исследование есть у РБК).

В компании сравнили соотношения долей продаж традиционных сигарет и систем нагревания табака за первые четыре месяца 2021-го с данными за аналогичный период предыдущего года. В итоге аналитики пришли к выводу, что доля продаж в деньгах обычных сигарет сократилась с 93,8% в 2020 году до 85% в 2021 году. Доля продаж систем нагревания табака выросла: если в 2020 году она составляла 6,2%, то в этом году показатель вырос до 15%.

При этом общий объем продаж в деньгах электронных систем нагревания табака за первые четыре месяца этого года сократился на 16,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Что касается объема продаж традиционных сигарет, в денежном выражении за указанный период 2021-го продажи выросли на 5,6% по сравнению с 2020 годом.

По мнению аналитиков OFD.ru, рост объема продаж традиционных сигарет может быть связан в том числе с увеличением средней стоимости одной пачки сигарет, которая увеличилась на 9,4%: со 120,8 руб. в 2020 году до 132,2 руб. в 2021 году. Средняя стоимость одной пачки сигарет выросла на 11,4 руб. В первую очередь рост вызван повышением акцизов на табак и табачные изделия с 1 января 2021 года, отмечают аналитики.

Средняя стоимость стиков за период с января по апрель 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не изменилась. Она сохранилась на уровне 155 руб. за пачку, несмотря на то, что табак для систем нагревания также является подакцизным товаром и налоговая ставка на него выросла с 1 января 2021 года до 7 248 руб. за 1 кг, указывают аналитики.

Анализ помесячной динамики продаж за 2020 год показал, что сезонный всплеск продаж традиционных сигарет пришелся на период с мая по сентябрь, а пик продаж был в июне. Всплеск продаж электронных устройств для нагревания табака зафиксировали с июля по сентябрь, пик продаж пришелся на август 2020 года.

Аналитики OFD.ru использовали в исследовании фискальные данные, которые формирует контрольно-кассовая техника, компания обслуживает по всей России более 221 тыс. клиентов и 468 тыс. онлайн-касс.

С 1 января акцизы на сигареты подняли на 20%: они составляют 2359 руб. за 1 тыс. штук плюс 16% расчетной стоимости (рассчитывается исходя из максимальной розничной цены). Кроме того, власти постепенно вводят для электронных устройств, связанных с курением и парением, те же ограничения, что и для традиционных сигарет. В частности, нельзя больше рекламировать и продавать через интернет никотинсодержащую продукцию и устройства для ее потребления.

С 1 апреля в России вступил в силу закон, который установил новый механизм образования единой минимальной цены табачной продукции. Минимальная цена будет рассчитываться по следующей формуле: коэффициент 0,02, умноженный на минимальное значение ставки акциза в рублях на 1 тыс. штук, а также на коэффициент 1,4 и ставку НДС плюс один. В 2021 году она составит 108 руб. за пачку из 20 сигарет.

6 мая председатель правительства Михаил Мишустин утвердил план по реализации антитабачной концепции, рассчитанной до 2035 года. В частности, план предусматривает «проработку вопроса о запрете на использование жидкостей для электронных сигарет». Согласно концепции государственной политики противодействия потреблению табака и другой никотинсодержащей продукции, к 2035 году число курильщиков должно быть сокращено с нынешних 29% до 21%.

Pro
Как убедить руководство оплатить ваше обучение: пошаговый план
Pro
Аналитики советуют инвестировать в биткоин, а не в золото. Почему
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Импортозамещение больше не интересует инвесторов. Куда потекли капиталы
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
Диета как инвестиционный портфель: какие продукты — хорошие активы
Pro
«Не откладывать решение». Что происходит с рынком вторичного жилья России