Общество, 31 июл 2013, 01:05

Как снять кассу с Голливуда

Читать в полной версии
Фото: ЕРА

Министр культуры Владимир Мединский и депутат «Единой России» Сергей Железняк уже год пытаются поднять отчисления от кинотеатров за прокат голливудских фильмов. Но все их инициативы — установить квоту на российское кино и налог билеты — так и остались на стадии обсуждений в Госдуме. Российским законодателям стоит поучиться у китайских коллег: госкорпорация China Film Group просто перестала отчислять голливудским студиям четверть кассовых сборов в прокате.

Квоты и НДС

Осенью 2012 года министр культуры Владимир Мединский предложил радикальные меры поддержки отечественного кинематографа. В частности, рассматривался вариант лишения слишком «прозападных» кинотеатров налоговых льгот либо введения обязательных квот на время показа российских фильмов. В случае если доля российских фильмов в кинотеатрах опустится ниже 18%, надо наше кино поддержать, считали в Минкульте.

Тогда же депутат Госдумы Сергей Железняк предложил квоты на показ отечественных фильмов в размере 20%. За несоблюдение этого правила кинотеатры предлагали штрафовать на 100—400 тыс. руб. Также депутат Железняк просил отменить льготы по НДС на билеты для зарубежных фильмов, которые предусмотрены второй частью Налогового кодекса.

На этом парламентарии не успокоились: в феврале 2013 года Дмитрий Литвинцев (ЛДПР) внес поправки в ФЗ «О государственной поддержке кинематографии РФ». Депутат предлагал радикальные меры: установить квоту для показа российских лент в кинотеатрах в размере 80% и запретить съемки зарубежного кино в России. Инициатива подверглась резкой критике со стороны представителей киносетей. Предложение депутата Литвинцева было отозвано из Госдумы, а инициатива Сергея Железняка до сих пор обсуждается.

В соседнем Китае нашли другой подход к американским киностудиями и их прокатчикам. China Film Group в этом году перестала отчислять голливудским студиям причитающуюся им четверть кассовых сборов в стране, сообщил The Hollywood Reporter. Причиной стал отказ американцев платить еще 2% от положенной им части сборов в китайский бюджет в виде НДС. Китайско-американское противостояние в киноиндустрии обострилось на фоне рекордных кассовых сборов в Поднебесной, достигших 2,7 млрд долл.

Владимир Мединский может позавидовать Поднебесной: в России прокатчик фильма получает от кассового сбора 50%, с чего и выплачивается НДС на голливудские ленты. В роли прокатчиков выступают дочерние структуры американских студий — деньги уходят за океан.

2% для Пекина

Соглашение о распределении прибыли от проката голливудских картин в Китае было заключено в феврале 2012 года. Подписи под документом поставили вице-президент Джо Байден и тогда еще будущий председатель КНР Си Цзиньпин. США добились от Китая согласия на увеличение ежегодной квоты на иностранные фильмы с 20 до 34 кинокартин. Кроме того, была увеличена доля прибыли компаний со сборов — до 25%. Прежде Голливуду полагалось только 13—17% от денег, вырученных от проката их картин в Китае. Впоследствии Пекин потребовал от американских киностудий уплачивать еще 2% НДС со сборов в кинотеатрах.

Требуя с американцев уплаты налога, власти КНР были уверены, что в Голливуде не откажутся от этого предложения. В 2012 году сборы американцев в китайском прокате выросли на 36,5%, достигнув 2,7 млрд долл., свидетельствуют данные Американской ассоциации кинокомпаний (MPAA), половина этой суммы ушла в Голливуд. Но американцы расценили налог как нарушение прошлогодних договоренностей. 20th Century Fox отказалась получать выплаты China Film после вычета налога, чтобы не создавать прецедент.

Источник The Hollywood Reporter заявил, что спор по поводу НДС может быть урегулирован к концу лету. Пока же (с учетом доли в 25%) Warner Bros. должна получить 31 млн долл. с китайцев («Человек из стали», «Хоббит: Нежданное путешествие», «Джек — покоритель великанов»), Sony — 23 млн долл. («007: Координаты «Скайфолл», «После нашей эры»), Paramount — 30 млн долл. («Стартрек: Возмездие», «G.I. Joe: Бросок кобры 2», «Джек Ричер»). «Железный человек 3» собрал 121 млн долл. в китайском прокате, из которых более 30 млн полагается Disney. Universal за «Обливион» и «Отверженных» причитается 23,9 млн и 10 млн долл. соответственно.

По подсчетам издания «Кинобизнес сегодня», общая «касса» российского проката в 2012 году достигла 1,241 млрд долл., на отечественные фильмы пришлось всего 187,4 млн долл., или 15,1% от общих сборов. В этом году сборы сильно не вырастут.

Предложения депутата Сергея Железняка о поддержке российского кино депутаты Госдумы смогут рассмотреть осенью этого года.

Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса