Компьютер сгорел, след остыл
Известный практикующий адвокат, а в 90-е годы сотрудник Генпрокуратуры Андрей Юков вместо защиты клиентов вынужден защищать себя. Два года назад на Рублевском шоссе автомобиль Mazda 3, которым управлял полицейский, подрезал и сбил его мотоцикл. Вина сотрудника полиции была очевидна, и первоначально никаких вопросов к пострадавшему не возникало. Но впоследствии следователь попытался пересмотреть результаты экспертного исследования и обвинить в аварии мотоциклиста. Юридический опыт помог г-ну Юкову отбиться от нападок следователя. Однако теперь новая напасть: все материалы проверки о том ДТП бесследно пропали. В Следственном комитете не исключают, что они могли просто сгореть с компьютером следователя.
Адвокат Андрей Юков — выпускник Московской государственной юридической академии, работает юристом с 1992 года, после выпуска из вуза какое-то время проработал прокурором в управлении по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе Генпрокуратуры РФ. В настоящий момент он возглавляет созданную в 2012 году коллегию адвокатов «Юков и партнеры». До этого работал с партнером в коллегии «Юков, Хренов и партнеры».
Г-н Юков представляет интересы клиентов в судебных, административных и иных органах, коллегия специализируется на разбирательствах в арбитражных судах. Делами о ДТП, по словам г-на Юкова, коллегия сейчас не занимается. «Несколько лет назад у нас работал известный адвокат Алексей Реут, который специализировался на таких делах, но потом он ушел и мы перестали браться за них», — пояснил он РБК daily.
Хотя опыт именно такого адвоката понадобился бы г-ну Юкову осенью 2011 года. Два года назад в сентябре он ехал по Рублевскому шоссе в сторону центра во втором ряду. «Внезапно из крайней левой полосы на мою перестроился автомобиль, который врезался в мой мотоцикл и опрокинул его. Ударив меня, автомобиль сломал мне ногу и раздробил коленную чашечку. Мне пришлось долгое время лечиться за границей, колено до сих пор не восстановилось полностью», — говорит г-н Юков. Адвокату чудом удалось не упасть под колеса проезжающих автомобилей.
Казалось бы, рядовое ДТП, есть множество свидетелей, была проведена техническая экспертиза. Необходимо было возбуждать уголовное дело, признавать адвоката потерпевшим и выплачивать ему страховку за поврежденный мотоцикл и оплачивать за счет виновника аварии лечение. Но не тут-то было. Водителем иномарки оказался полицейский Р. Сулейманов. Экспертное исследование изначально подтвердило факт нарушения правил дорожного движения стражем порядка и отсутствие нарушений со стороны адвоката. Однако материалы дела направили на проверку, после которой следователь Антонов вынес постановление об отказе в возбуждении дела. Более того, после полугодовой проверки следователь пришел к выводам, прямо противоположным материалам экспертного заключения, и попытался переложить вину с полицейского на адвоката.
Потерпевшего выручила профессия: первая же жалоба со стороны адвоката Юкова привела к отмене решения об отказе в возбуждении дела, а дело отправилось на дополнительную проверку. Правда, финал истории так и не приблизился: все тот же следователь Антонов направил материалы на дополнительное автотехническое исследование в столичный экспертно-криминалистический центр и сообщил, что исследование продлится не менее трех месяцев. А осенью 2012 года Антонов перешел на службу в другое подразделение, не дожидаясь результатов исследования: в июне 2012 года он был включен в расширенную следственную группу «Болотного дела».
С этого момента о ДТП забыли все, кроме пострадавшего адвоката. На многочисленные его расспросы коллеги следователя Антонова только летом 2013 года сказали, что все материалы хранились в его компьютере, который сгорел, а сам он не может вспомнить, куда именно передал оригиналы на экспертизу.
«Я не исключаю, что это может быть шутка про сгоревший компьютер, — сказал РБК daily адвокат Юков. — Следователи Кунцевского отдела Следственного комитета России улыбаются и говорят мне, что следователь уволился и, куда дел материалы, им неизвестно. Плюс, по их словам, у них убийства, изнасилования, тяжкие преступления, а я тут лезу со своей ерундой и их отвлекаю».
«Кто прав, кто виноват, я не буду утверждать, поскольку официально это не установлено, — продолжил г-н Юков. — Вопрос в другом. Два года тянется проверка, и дело до сих пор не возбуждено. Где сейчас материалы проверки, никто не знает. Раньше мне говорили, что они ушли на повторную экспертизу, но уже прошел год. А 21 сентября заканчивается срок давности привлечения данного сотрудника полиции к уголовной ответственности. Складывается впечатление, что следователи просто ждут сентября, другого объяснения их нежеланию разбираться в ситуации у меня нет. То есть пройдет два года, и он благополучно сможет продолжить сбивать людей». Так как виновный не установлен, страховка юристу до сих пор не выплачена. Лечиться в зарубежной клинике ему тоже пришлось за свой счет.
Получить оперативный комментарий в ГСУ СКР по Москве не удалось.