Общество, 31 авг 2023, 18:18

«Диктат либерализма» и «доминанта силы»: что изменилось в программе вузов

Программы вузов пополнятся новыми модулями и компетенциями: студентам, в частности, будут рассказывать, в чем опасность либерализма и как противостоять насаждению «новых ценностей». Чему будут обучать в вузах — в материале РБК
Читать в полной версии
Фото: Евгений Курсков / ТАСС

Курс «Основы российской государственности»

С 1 сентября в российских вузах появится новый курс — «Основы российской государственности». Модуль предложил разработать президент Владимир Путин в декабре 2022 года. Он пояснял, что «в связи с известными событиями геополитического характера молодежь попала под шквал информационных атак и оказалась в весьма уязвимом положении», поэтому ей необходимо дать опору в виде проверенных знаний.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков позже утверждал, что у студентов необходимо сформировать «осознание принадлежности к российскому обществу», а также развить у них «чувство гражданственности».

В итоге в РАНХиГС было выпущено два учебных пособия для студентов: одно для тех, кто изучает социогуманитарные науки, другое — для обучающихся по естественнонаучным и инженерно-техническим специальностям.

Учебник для социогуманитарного направления подготовил коллектив авторов — сотрудников Государственного академического университета гуманитарных наук, сказано в описании к пособию на сайте РАНХиГС. Там также говорится, что для него характерны «ценностный подход и проблемное изложение учебного материала».

В пособии, например, говорится о том, что ведущим ценностным принципом российской цивилизации является единство многообразия. Ядром российской государственности авторы называют наличие общих ценностей и единой цели, «значение которых перекрывает все возможные естественные разногласия и различия более мелкого масштаба». «Конечно, это наиболее заметно в кризисные моменты, когда речь идет о принципиальном существовании государственного организма—как, например, необходимость защиты Родины в Великую Отечественную войну или жесткий ответ на прямое покушение на государственный суверенитет России в виде СВО сегодня», — говорится в учебнике.

Авторы пособия утверждают, что к сегодняшнему дню либерализм «выродился в совершенно иные, крайние формы, в рамках которых неограниченная свобода личности и ее права приобрели абсолютную ценность, а главной обязанностью перед другими людьми и обществом стало считаться навязывание ультралиберальной идеологии всему миру, всем народам, государствам и цивилизациям». «Вместо декларируемой свободы либерализм предлагает, по сути, диктатуру, единообразие и унификацию правил бытия различных народов и цивилизаций», — подчеркивается в пособии.

Помимо этого, в современном мире идет «активное насаждение новых ценностей» человеческого существования на Земле, сетуют авторы. Эти новые ценности отвергают прежние, взамен предлагая идею «достижения физического бессмертия людей путем постепенного превращения естественного человека в биообъект, лишенный индивидуальных физических и половых признаков, духовных и нравственных качеств», подчеркивают они.

«И наоборот, в последние годы ультралиберальными идеологами, обеспокоенными излишне быстрым, на их взгляд, численным ростом человечества, стал навязываться культ смерти (эвтаназия для больных, старых и немощных, суицид для подростков, отказ от деторождения, прерывание беременности, отказ от традиционных белковых продуктов питания и др.). Самостоятельное желание раннего ухода из жизни преподносится ультралибералами как свободный выбор человека во имя сохранения человечества. Однако итогом этих идеологических новшеств является создание унифицированного, лишенного цивилизационного разнообразия и полностью управляемого мира», — говорится в учебнике.

В отношении граждан России к стране и власти проявляется «доминанта силы», констатируют авторы учебника. «Так, политическими лидерами они считают тех политиков и правителей, при которых страна была сильной и уважаемой на международной арене (например, И.В. Сталин, В.В. Путин). В восприятии современных политических процессов граждане обращают внимание на компонент силы в образах политических деятелей — людям больше нравятся те, кто демонстрирует силу и проявляет политическую волю. Граждане традиционно испытывают уважение и доверие к Российской армии», — заключают авторы.

Учебник для студентов, изучающих естественнонаучные и инженерно-технические специальности, составлял другой коллектив авторов. На сайте РАНХиГС его участники не раскрываются, сказано лишь, что руководителем проекта является и.о. директора института фундаментальных проблем социогуманитарных наук НИЯУ МИФИ иеромонах Родион (Ларионов).

В учебнике, в частности, перечисляются ценности, составляющие ядро российского социокультурного мира: вера, хозяйственность, домостроительство, служение, соборность, державность, правда, справедливость, любовь, сострадание, совесть, свобода как добрая воля, красота, достоинство человека.

В качестве одной из угроз для российского социокультурного мира называется «агрессивная идейно-ценностная экспансия» Запада. Авторы полагают, что западный капитализм находится в глубоком кризисе, в ходе которого устраняются социальные нормы как проявление репрессивности и дискриминации.

«Вот почему, к примеру, в гендерной сфере исчезает понятие «извращение», и то, что всегда считалось постыдным, становится допустимой «альтернативой». <...> Можно предположить, что вор станет «человеком с альтернативными взглядами на частную собственность», а убийца — «человеком с альтернативными взглядами на ценность человеческой жизни…». И попытка воспрепятствовать убийству или краже будет вызывать не меньшее возмущение, чем сейчас протесты против смены пола детьми, брака гомосексуалистов или даже интимных отношений с животными», — говорится в учебнике.

Курс «Основы российской государственности» рассчитан на 72 часа, из них 18–20 часов — внеаудиторная нагрузка, сообщало Минобрнауки.

Что изменится в школах с 1 сентября

С нового учебного года все школьники России на уроках ОБЖ будут изучать начальную военную подготовку (НВП). В частности, они будут проходить строевую подготовку и воинское приветствие, правила обращения с автоматом Калашникова, действия в бою, первую помощь. Старшеклассники дополнительно будут изучать правила обращения с беспилотниками и способы борьбы с ними.

Кроме того, ученики 10 и 11 классов будут изучать историю по новым единым учебникам. В них, в частности, полностью переписаны разделы, посвященные 1970-м, 1980-м, 1990-м и 2000-м годам, а также добавлены события на Украине 2014 года и главы об СВО.

Помимо этого, в школы вернули трудовое воспитание, серебряные медали «За особые успехи в обучении» II степени, а также занятия по профориентации.

Курс «Обучение служением»

В новом учебном году на базе более чем 100 российских вузов также стартует новый модуль «Обучение служением». В рамках курса студенты будут реализовывать какой-либо социальный проект по их специальности. Для этого вузы до 15 сентября собирают заявки от организаций, работающих в социальной сфере. Это может быть, например, архитектурное решение для НКО, развивающей детские инклюзивные площадки, новая стратегия привлечения посетителей для музея или стратегия улучшения экологии для региона, говорится на платформе «Добро.рф». В итоге отбираются наиболее подходящие проекты, которые студенты будут реализовывать совместно с партнерами в течение года.

Пока пилотный проект будет реализовываться на базе 126 вузов из разных регионов России. Из них 13 в Москве и восемь — в Санкт-Петербурге. В их числе, например, МИФИ, РАНХиГС, РЭУ им. Плеханова, Московский политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», ИТМО.

Методические рекомендации по внедрению модуля для вузов подготовила НИУ ВШЭ совместно с Ассоциацией волонтерских центров при поддержке Минобрнауки. В «Вышке» поясняли, что модуль призван развивать у студентов гражданственность, патриотизм, лидерские качества, гражданскую солидарность и следование традиционным ценностям.

Новая компетенция по борьбе с экстремизмом и терроризмом

С этого учебного года студентов также будут учить противодействовать экстремизму и терроризму. Приказом Минобрнауки в составе ФГОС дополнена универсальная компетенция «Гражданская позиция» (способность применять знания и навыки в различных ситуациях): если раньше она звучала как «способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению», то теперь она будет указана как «способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности».

Изменения будут касаться программ бакалавриата и специалитета. Вузы будут сами решать, как внедрять освоение компетенции в образовательный процесс и сколько на это необходимо будет выделить часов.

В Минобрнауки поясняли, что студенты должны изучить законы «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии коррупции», «О противодействии терроризму», а также указы президента Владимира Путина об утверждении государственных стратегий и региональные концепции по соответствующей тематике, писал «Коммерсантъ».

Осваивать компетенцию можно как в рамках отдельной дисциплины (например, для юридических специальностей), так и включая соответствующие темы и разделы в изучение правовых основ будущей профессии (например, для инженерных специальностей), предполагали в ведомстве.

В МГТУ им. Баумана, например, проводят отдельные занятия в рамках уже имеющихся дисциплин по каждой специальности, рассказал РБК первый проректор Борис Падалкин. «Возьмем для примера специальность «Компьютерная безопасность». В ряд дисциплин включены либо модули, либо отдельные темы лекционных или семинарских занятий [для освоения указанной компетенции]. Это «История России», «Социология», «Правоведение», а также есть факультативная дисциплина «Основы антикоррупционной политики». В курсе «Правоведение» например предусмотрен целый антикоррупционный модуль — несколько лекций и несколько семинарских занятий, — пояснил Падалкин. — Понятно, что отдельную дисциплину ввести нельзя, это будет просто нецелесообразно и неэффективно».

По словам Падалкина, после освоения компетенции студент должен знать правовые категории, терминологию, уметь правильно толковать термины, владеть навыками применения правовых категорий антикоррупционного законодательства, знать систему предотвращения нарушений коррупционной направленности, уметь выявлять экстремистские, террористические, коррупционные элементы в поведении и мировоззрении и так далее.

Рекомендации по внедрению компетенции в образовательные программы вузам направило Минобрнауки. «Методические рекомендации были грамотные, взвешенные, очень профессиональные», — считает первый проректор МГТУ им. Баумана.

В НИУ ВШЭ сообщили, что развитие новой компетенции предусмотрено образовательными программами университета в рамках модуля «Дисциплины общего цикла». К ним в «Вышке» относятся «Право/Правовая грамотность», «Экономика», «История России», «Основы российской государственности», «Философия», «Психология».

Pro
Как управлять командой, не делая всю работу за всех. Учимся у бизнес-гуру
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
Как составить план на день исходя из ценностей: пирамида Франклина
Pro
Наследование в ОАЭ. Как россиянам защитить свое имущество