Общество, 01 ноя 2007, 00:57

В российском кино доминируют шальные деньги

Успех первых отечественных блокбастеров вызвал бум на рынке кинопроизводства: в 2006г. были сняты рекордные 200 картин против 150 лент, ежегодно выпускаемых в 80-е. Правда, доходят до зрителя только десятки фильмов. Эксперты считают, что кинорынок элементарно перегрет: так много фильмов просто не нужно, да и качество кино оставляет желать лучшего.
Читать в полной версии

Убыточными остаются чуть ли не 90% отечественных картин. Председатель совета директоров компании "Амедиа" Александр Акопов в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" признается, что это связано с непрофессионализмом: 95% картин снимается дилетантами. "Сумасшедшие частные инвесторы, – говорит эксперт, – соблазнены гламуром кинопроцесса и результатами проката нескольких фильмов. Ничего необычного в этом нет: шальные деньги существуют и в американском кино, просто в российском они доминируют".

Отметим, индустрия уже столкнулась с перепроизводством в 2006г.: было снято 200 фильмов, и на сегодняшний день, как известно, в работе находятся только 120. Однако даже этого много, поэтому в ближайшие 2 года российских фильмов поубавится.

Пеняют эксперты и на господдержку кино: "к сожалению, есть еще 70 млн долл. от государства, это ломает рынок просто катастрофически", – говорит А.Акопов. – Это никак не поддерживает искусство и мешает нормальному развитию коммерческого кино". Напомним, гранты Федерального агентства по культуре и кинематографии (Роскино) достигают 1 млн долл., этих средств достаточно для производства полноценного фильма (хотя средний бюджет картины сегодня 3 млн долл., столько же нужно на продвижение). То есть на 70 млн долл. от Роскино можно снять около 50 фильмов по 1-2 млн долл.

Но так как шальных денег в кино достаточно, эксперты говорят о необходимости переориентации господдержки на такие направления, как система подготовки кадров и создание модульных кинотеатров в городах-стотысячниках. "Ведь 70% кинозалов располагается в европейской части РФ, где высока плотность населения, в то время как Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа серьезно обделены кинематографическими "радостями", – отмечает председатель совета директоров сети кинотеатров "Каро Фильм" Леонид Огородников.

Помимо недостатка экранов, низкого качества российского кино в целом существует и проблема его продвижения к зрителю. Как правило, расходы на promotion сопоставимы или даже превышают расходы на создание ленты. Но так как одинаковые рекламные усилия тратятся почти на продвижение всех фильмов, рынок совсем не структурирован. "Сегодня все 120 фильмов, которые снимаются, пытаются двигаться к рынку с одними и теми же рекламными бюджетами, – объясняет А.Акопов. – Это приводит к катастрофическим последствиям, поскольку директора прокатных сетей абсолютно разочаровались в русском кино. Прокатные сети не могут иметь дело со 120 игроками, они не в состоянии самостоятельно оценить их".

Надежды на структуризацию рынка эксперт связывает с его естественной чисткой: "Я надеюсь, что большая часть игроков скоро обанкротится, и ситуация войдет в нормальное русло". Но инфраструктурные проблемы кино - дефицит киноэкранов, организация promotion – по сути, являются вопросами логистики.

Кроме того, все чаще встает вопрос качества "транспортируемого" продукта. Судя по обилию сиквелов, таких как "Асса-2", "С легким паром-2", "Новогодняя ночь-2" (последние 2 покажут по ТВ в новогодние праздники) или "фильмов-перепевок" (новые версии таких картин, как "Война и мир", "А зори здесь тихие" и т.д.), российскому кино почти нечего сказать российскому зрителю.

Тем не менее доля российских фильмов в прокате приближается к 35%. Это можно назвать большим успехом: почти на всех национальных рынках планеты заправляет Голливуд: лишь Франции и Японии сегодня по силам сохранить 38% собственного рынка за национальным продуктом. Но если говорить о кассовых сборах, побеждает все же Голливуд: в первой десятке самых кассовых фильмов 2006г., показанных в России, только 2 фильма отечественного производства - "Дневной Дозор" и "Бумер-2".

Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Почему холдинг Embracer Group делится на три части
Pro
Список требований к директорам по маркетингу вырос. Чего от них ждут
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Почему Microsoft тратит десятки миллиардов на ИИ
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию