Налог на интернет
Российский союз правообладателей (РСП), совет которого возглавляет Никита Михалков, готов покончить с пиратством в интернете. Организация, собирающая с производителей и импортеров аудио– и видеотехники отчисления в пользу правообладателей, предлагает схожую модель и для Сети. По замыслу РСП, платить за размещенный в Интернете контент должны операторы связи, а собирать деньги – получившая государственную аккредитацию организация по коллективному управлению правами.
Что предлагает РСП
В распоряжении РБК оказался проект поправок в Гражданский кодекс (ГК) РФ «в части совершенствования оборота интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». Документ, утверждают два источника РБК – в правительстве и в одной из профильных ассоциаций, подготовлен РСП при личном участии президента его совета, кинорежиссера Никиты Михалкова, и в ближайшее время проект поправок может быть представлен президенту Владимиру Путину. Источник, близкий к РСП, подтвердил, что у организации есть своя позиция по проблеме интернет-пиратства. В пресс-службе союза не ответили на запрос РБК.
В ГК РФ предлагается ввести понятие «глобальная лицензия на использование произведения науки, литературы и искусства». Аккредитованная государством организация будет заключать со всеми желающими лицензионные договоры, по которым лицензиат получит право воспроизводить на электронных носителях произведения, «в том числе запись в память ЭВМ», и доводить их до всеобщего сведения.
Правообладатели будут получать вознаграждение на условиях «глобальной лицензии» от операторов связи, «оказывающих услуги по предоставлению доступа и передаче данных в информационно-телекоммуникационных сетях». Сбором этих средств займется все та же уполномоченная государством организация. Размер и порядок такого сбора должно утвердить правительство.
Предложено также создать общедоступный реестр произведений. Речь идет о так называемом бездоговорном коллективном управлении авторскими и смежными правами, при котором сборщик может получать отчисления даже в пользу тех авторов, с которыми у него нет соглашений.
Планируется, что если этот законопроект будет внесен в Госдуму и принят, то поправки в ГК РФ вступят в силу уже с января 2015 года.
В прилагаемой к тексту поправок концепции глобальной лицензии уточняется, что лицензирование не должно распространяться на программное обеспечение и составные произведения (энциклопедии, базы данных, интернет-сайты, антологии и проч.). Вознаграждение же может быть фиксированной суммой за каждого абонента. А реестр поможет собрать накопительную статистику по наиболее востребованным произведениям, что можно будет использовать при расчете размера вознаграждения.
«Ожидаемым экономическим эффектом должен стать существенный прирост доходов от нематериальных товаров и услуг во внутреннем валовом продукте Российской Федерации в течение двух лет после реализации соответствующего инструмента», – сказано в концепции.
Таким образом, в России может появиться еще одна организация, управляющая правами на коллективной основе, на этот раз для интернета. В этом случае операторам связи придется отвечать минимум за 28,35 млн абонентов широкополосного доступа в интернет – именно такой была, по оценке iKS-Consulting, общая абонентская база в частном сегменте.
Пользователи все равно пострадают
Операторы широкополосного доступа в интернет не в восторге от потенциальных выплат в пользу правообладателей. Через сети связи передается огромный объем информации, и отличить произведение, защищенное авторскими правами, от, например, собственного музыкального поздравления, которое пользователь пересылает своему знакомому, технически невозможно, объясняет представитель «ВымпелКома» Анна Айбашева.
Из проекта концепции глобальной лицензии неясно, будет ли оператор связи отчислять сборы за всех своих абонентов либо только за тех, кто пользовался контентом, добавляет пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников. Если операторов обяжут оплачивать доступ к контенту «за всех», то будут нарушены права абонентов, не пользующихся контентом, так как в данном случае они в скрытой форме будут оплачивать потребление контента другими клиентами, рассуждает Солодовников, оговариваясь, что схема, при которой оператор связи будет платить только за тех, кто скачивает контент, невозможна технологически. С ним соглашается пресс-секретарь «МегаФона» Олеся Яременко: «Мы не сможем отслеживать, какой именно контент и в каком объеме будет скачиваться абонентами, и определять содержимое зашифрованного трафика».
Вознаграждения для правообладателей в конечном счете означают повышение экономической нагрузки на пользователей, на плечи которых операторы связи переложат сборы для аккредитованной организации, уверен директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов. С ним согласен юрист коллегии адвокатов «Трунов, Айвар и партнеры» Саркис Дарбинян: «Выставление новых затрат на операторов связи непременно скажется на росте тарифов по выходу в интернет».
Это попытка «творчески переработать под себя» идею открытых лицензий, которая была кодифицирована в ГК РФ и вступила в силу с октября этого года, за которую долго боролось интернет-сообщество, говорит омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов. По его словам, предлагаемый механизм дискредитирует систему открытых лицензий и навязывает под видом глобальной лицензии «налог на интернет», собирать который будет поручено аккредитованной частной компании.
Для таких организаций, как РАО, ВОИС и РСП, открытые лицензии на музыку, например международно признанная система лицензий Creative Commons, представляют «серьезную опасность», говорит Семенов. Эти лицензии означают, что правообладатель разрешает всем использовать свое произведение бесплатно, из‑за чего РАО, ВОИС и РСП не могут собирать за них вознаграждение.
Заместитель министра связи Алексей Волин сказал РБК, что ему ничего неизвестно об этой инициативе. Зато Минкультуры, как заявили в ее пресс-службе, сейчас «изучает данное предложение».