Крушение A321 в Египте, 31 окт 2015, 17:01

За неделю до авиакатастрофы «Когалымавиа» сменила совладельцев

«Когалымавиа» входит в одну группу с туроператором Brisco, чьими клиентами были пассажиры разбившегося аэробуса. Главой группы считается выходец из Чечни Исмаил Лепиев, а совладельцем авиакомпании недавно стал турецкий бизнесмен Хамит Багана
Читать в полной версии
Фото: AP

Туроператор Brisco и авиакомпания «Когалымавиа» (работает под брендом Metrojet) связаны между собой. Юридическим лицом Brisco в России является ООО «Триомед» с уставным капиталом 11 тыс. руб. По данным ЕГРЮЛ, его единственный учредитель — Висхан Табулаев. Он же является гендиректором ООО «Западная авиационно-инвестиционная компания» (уставный капитал — 20 тыс. руб.). Именно эта компания — единственный владелец ООО «Авиакомпания «Когалымавиа» с уставным капиталом 140 млн руб.

На прошлой неделе у ООО «Западная авиационно-инвестиционная компания» изменилась структура собственности, свидетельствует ЕГРЮЛ. С 21 октября 2015 года 44,4% в ООО получил Хамит Джанкут Багана. По 27,8% принадлежит Амирбеку Гагаеву и Бувайсару Халидову (по данным СПАРК, оба числились совладельцами компании и раньше). 

Ветераны туристической отрасли

По данным Bloomberg, Хамит Джанкут Багана — ветеран турецкой туристической отрасли с 35-летним опытом работы и владелец авиакомпании Onurair. Согласно данным ресурса aviation-safety.neta, до «Когалымавиа» разбившийся самолет A321 был в парке Onurair.

По данным СПАРК, второй совладелец «Западной авиационно-инвестиционной компании» Гагаев является гендиректором ООО «Трэвел медиа», которому принадлежит сайт touringo.ru. В описании на hh.ru говорится, что touringo.ru — «портал нового типа, сочетающий в себе функционал для планирования путешествий, на котором публикуются отзывы туристов, фотографии с мест отдыха, полезные советы и другая информация». Портал был запущен весной 2011 года. Сейчас этот сайт не открывается. Кроме того, Гагаев является владельцем ООО «ЧОП «Алмаз».

Видео: РБК

Третьему совладельцу «Западной авиационно-инвестиционной компании» Халидову, по информации СПАРК, принадлежит ООО «Привилегия отдыха» — агентство путешествий. Выручка компании в 2013 году — 44 млн руб. На сайте privilegia-otdyha.ru в данный момент рекламируется отдых от туроператора Brisco в Хургаде и Шарм-эль-Шейхе. Восемь дней на двоих агентство предлагает за 22 тыс. руб.

Висхан Табулаев, владелец ООО «Триомед» (юрлицо Brisco в России) и гендиректор «Западной авиационно-инвестиционной компании», в прошлом был владельцем ЧОП «Алмаз» и работал гендиректором компании «Привилегия отдыха».

Все перечисленные компании — «Когалымавиа», Brisco, «Привилегия отдыха» — входят в холдинг Prince Group. На сайте Prince Group сообщается, что он начал свою деятельность в 2003 году. Но на странице еще одной компании группы — Tourism Holding & Consulting (TH&C) — говорится, что ее бизнес начался в 1996 году с создания сети ювелирных салонов в Турции. Тогда же, в 1996 году, в Москве заработала и входящая в группу компания Kuadro, которая «начинала свою деятельность в сфере индустрии туризма, рекламы, организации выставок, рекламной деятельности», а также продаж очистительного оборудования.

В состав холдинга Prince Group также входят пять отелей сети Euphoria в Турции и Чехии, два отеля сети Porto Azzurro в Турции, российские туроператоры On Travel и Evelina Travel и туроператор в Прибалтике Go Adventure, рекламное агентство УНО, судостроительная верфь Mayra Yachts и компания миграционно-визовых услуг и обслуживания VIP-клиентов в аэропортах BRP-Group. Кроме того, на сайте TH&C сообщается, что холдинг открыл лакокрасочный завод в Чечне и завод по добыче родниковой воды в Турции.

Генеральным директором и владельцем ЗАО «Туризм Холдинг и Консалтинг» (TH&C), по данным СПАРК, является Исмаил Лепиев. Он же является гендиректором ООО «Триомед» (юрлицо Brisco в России), а также гендиректором и владельцем «Эвелина Трэвел», гендиректором ООО «То Он Трэвел», совладельцем ООО «Уно», ООО «БиЭрПи-Групп» и ООО «Привилегия отдыха». Ранее Лепиев входил в число владельцев «Западной авиационно-инвестиционной компании». По данным турецкой прессы, Лепиев — президент холдинга Prince Group.

В интервью turizmguncel.com в 2012 году Лепиев рассказывал, что родился в 1976 году в Чечне и окончил юридический факультет Университета Анкары. В том же интервью он сказал, что является отцом троих детей и любит шахматы.

История авиакомпании

Авиакомпания «Когалымавиа» начала работу в 1993 году и стала одним из первых российских перевозчиков, совмещавших регулярные и чартерные рейсы. Изначально она летала из Когалыма, Сургута и Нижневартовска в Москву, потом стала возить нефтяников в Анапу, Минеральные Воды, Симферополь, Сочи, Петербург. Сначала в парке авиакомпании были только российские самолеты Ту-134 и Ту-154. Но в середине 2000-х годов она постепенно заменила их на Airbus и Bombardier.

В сентябре 2011 года перевозчик полностью закрыл все регулярные направления и стал исключительно чартерной компанией, переименовавшись в Metrojet. С лета 2012 года по конец сезона 2014 года Metrojet летала под цветами международного туристического оператора TUI. С осени прошлого года контракт был расторгнут и TUI стала пользоваться услугами «Оренбургских авиалиний», входящих в группу «Аэрофлот». После этого Metrojet переориентировалась на обслуживание туристов Brisco.

В парке Metrojet до сегодняшнего дня было семь лайнеров Airbus 321 возрастом от 14 до 17 лет, два 11-летних A320 и один Challenger 850 для бизнес-рейсов, свидетельствуют данные отраслевого портала Samolets.com. За девять месяцев 2015 года число перевезенных «Когалымавиа» пассажиров снизилось более чем на 30% по сравнению с тем же периодом 2014 года — до 780 тыс. человек, сообщается на сайте Росавиации. Тем не менее, перевозчик продолжает входить в двадцатку крупнейших российских авиакомпаний по пассажиропотоку.

Самолеты «Когалымавиа» и Metrojet несколько раз попадали в аварии.  По данным Aviation Safety Network, один из ее лайнеров Tу-154, зафрахтованный иранской Taban Air, 24 января 2010 года совершал рейс из Абадана в Мешхед. Несмотря на густой туман, пилот сделал попытку посадить машину в Мешхеде, поскольку одному из пассажиров стало плохо. При посадке лайнер ударился хвостовой частью и врезался правым крылом в землю, выкатившись на грунт. Из-за сломанного при ударе шасси самолет протащило по земле, воспламенилось вытекшее топливо. В происшествии пострадали 47 человек, никто не погиб. Самолет из-за повреждений пришлось списать.

Еще одна авария с Ту-134 «Когалымавиа» произошла 1 января 2011 года на рулежной дорожке сургутского аэропорта. После запуска двигателей загорелась задняя часть фюзеляжа, из-за которого взорвались топливные баки. Самолет полностью сгорел за 20 минут. Следствие, которое продолжалось два года, так и не нашло виновных в аварии, в результате которой погибли три человека и около 40 получили повреждения разной степени тяжести. В конце 2013 года Уральское следственное управление на транспорте объявило, что причиной происшествия стало короткое замыкание, то есть технический фактор. «Когалымавиа» пришлось по решению арбитража заплатить 3,4 млн руб. администрации ХМАО, владельцу аэропорта, за повреждение имущества (рулежной дорожки). Компания пыталась оспорить это решение в Высшем арбитражном суде, но безуспешно.

С тех пор аварий у компании не было. Последнюю плановую проверку «Когалымавиа» Ространснадзор проводил в марте 2014 года, выявленные нарушения были устранены, сказал представитель ведомства (цитата по ТАСС).

Выручка «Когалымавиа» в 2014 году составила 7,9 млрд руб., чистая прибыль — 2 млн руб.

Pro
Налоги в 2025 году: что важно знать инвесторам в акции, облигации, ПИФы
Pro
«Сэкономили 493 млн рублей»: 3 инструмента для оптимизации логистики
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
Все выводит из себя: почему мы злимся по пустякам и как это изменить
Pro
Как правильно восстанавливать силы: три принципа качественного отдыха
Pro
«Отмените субсидии». Как политика Трампа повлияет на рынок электрокаров
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Синдром Балды. Компании в России ищут сотрудников, которых нет в природе