Новый подход: как выращивать зелень в «космическом корабле»
Компания ООО «Аграрные технологии будущего»
- Производит салаты и пряные травы по технологии гидропоники
- Первый завод запущен в 2016 году
- Президент управляющей компании Марина Симакова
Все началось с поездки в Японию Андрея Шляхового — члена совета директоров АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Он увидел, как растения могут расти без грунта — расположившись в воде, наполненной необходимыми питательными веществами. Японская технология позволяла вместо привычных грядок и теплиц использовать будто трюм космического корабля — огромное пространство, эффектно освещенное специальными лампами. В нем множество стеллажей служат ваннами для растений, которые в буквальном смысле слова плывут по ним по периметру помещения, проходя путь от ростка до взрослого салата, мяты, рукколы. Шляховой решил, что он должен первым привезти эту технологию в Россию, причем в свой родной город — Хабаровск. Так появились «Аграрные технологии будущего» и первый в России крупный завод, создающий растения с помощью проточной гидропоники в промышленных масштабах.
Топ-менеджер и консультант выращивают салат
«Нам легко продавать свою продукцию. Когда продавец приходит во владивостокский ресторан, например. Поначалу отношение скептическое, но потом доносится запах мяты. Нашу мяту даже не надо доставать из пакета. Она пахнет через пакет», — рассказывает Марина Симакова, президент управляющей компании ООО «Аграрные технологии будущего». Она давно выращивает разнообразные пряные травы у себя в Подмосковье. Там лучшие условия из тех, что может дать естественная среда. И все равно, утверждает она, мята из их «космического корабля», выращенная в воде при правильно подобранной температуре, намного вкуснее и ароматнее. Симакова — руководитель группы компаний MSI-Aval, которая занимается аудитом, налоговым консалтингом и консалтингом в области энергоэффективности. Шляховой предложил ей взять управление над «Аграрными технологиями», потому что чувствовал: проекту нужно грамотное и нестандартное администрирование. Так два человека из мира финансов — банкир и консультант — занялись сельским хозяйством. Тандем сложился в июле 2017 года, когда уже немало времени прошло после старта проекта, потому что компании явно требовался новый импульс для развития.
Самые эффективные 15 соток
Хабаровский завод — почти копия японского завода Mirai (ООО «Мираи Интэкс»). То же оборудование и та же площадь — 1500 кв. м. Но японцы не передали все тонкости технологии выращивания. И российской компании пришлось много экспериментировать, выяснять, как в искусственных условиях будет расти самая разная зелень (от базилика до цветов) и какой именно режим по влажности, минеральному составу, температуре и освещению оптимален для разных культур. Фактически пришлось создавать свою технологию. И этим отчасти объясняется то, что сейчас завод загружен на 45%. Основная культура — салат, точнее четыре вида салата, он занимает наибольшую площадь.
Полторы тысячи квадратных метров — кажется, что этого очень мало для сельского хозяйства. Это ведь 15 соток фактически, размер частного огорода. О каком промышленном производстве может идти речь? Но из-за того, что растения располагаются на нескольких уровнях, эффективная площадь завода — почти полгектара. Это тоже сложно назвать промышленными масштабами. Но надо понимать, что созревание в таких условиях происходит гораздо быстрее и круглый год. Один цикл выращивания салата — 38 дней. Так что в год можно снимать множество урожаев. Как утверждают сотрудники «Аграрных технологий будущего», а вместе с ними и цифры, гидропоника в четыре-пять раз эффективней обычной теплицы по урожайности. И требует в два раза меньше людей для обслуживания. Но все равно себестоимость такой продукции велика. И значит, для позиционирования товара и для реализации нужен особый подход.
Марина Симакова, президент управляющей компании «Аграрные технологии будущего»:
Поначалу продавали в розничные сети. Но нужно понимать, что на Дальнем Востоке нет федеральных сетей, там свои сети, а они небольшие, и не была выстроена логистика. У «Аграрных технологий будущего» не было системного подхода к продажам и стратегического взгляда. Кто наш клиент, что хочет клиент, как работать с ним. Вот эту систему мы начали строить в прошлом году и строим до сих пор. Такой сегмент, как HoReCa (отели, рестораны, кейтеринг), никто не рассматривал раньше в качестве основного сегмента. Но сейчас оказывается, что для нас это важнейшая клиентская база. Хабаровском Дальний Восток не заканчивается, а только начинается. Там есть огромная потребительская среда — это Владивосток, Камчатка, Сахалин, Благовещенск. Там живут люди, которые нуждаются в витаминах и любят качественную кухню. Там есть хорошие рестораны. С тех пор, как мы открыли эту нишу, наша выручка растет на 30-35% в месяц, и мы уже скоро выйдем на 100-процентную загрузку наших мощностей.
Сложности новой технологии
Симакова, которая ранее выращивала зелень только у себя на даче, стала специалистом по сельскому хозяйству, хотя и специфическому. Green Room, как ее обычно называют, — технология, которая только сейчас начинает распространяться. Симакова говорит, что прочитала всю литературу на английском, которая во всем мире за все время была выпущена по этой теме, и внимательно изучила кейсы — как удачные, так и неудачные. Многому научила грустная история самой крупной из гидропонных ферм — той, что была создана в Чикаго (4 тыс. кв. м) и обанкротилась в 2016 году. С нахождением своей ниши «Аграрные технологии будущего» стали намного дальше от того, чтобы последовать за чикагской компанией. Хотя до сих пор им приходится справляться со специфическими трудностями — начиная с зависимости от цен на электроэнергию и заканчивая «обратным сезоном». В тот момент, когда фермеры выводят на рынок свой урожай, наступает «обратный сезон»: время падения цен. К счастью, из-за гибкости всех систем завода и быстрого цикла созревания компания может адаптироваться, меняя ассортимент. Помогают и постоянные клиенты-рестораны, которые даже в «обратный сезон» предпочитают проверенную продукцию.
Еще одна трудность, с которой столкнулись в «Аграрных технологиях», — это полное отсутствие их технологии в российском официальном пространстве. А чтобы вступить в какие-то отношения с государством и тем более рассчитывать на льготы, положенные сельскохозяйственным производствам, требуется официальный статус. Хотя бы упоминание в профильном законе или распоряжении. Симакова знала о программе льготного кредитования и компенсации капитальных затрат сельхозпроизводителям. И планировала участие в ней. Но когда стала собирать документы для льготного кредита, выяснилось, что в законе не упомянута гидропоника. Овощи в теплице подпадают под льготы. Зелень в «космическом корабле» — нет. Получается, что высокотехнологичное производство оказывается в невыгодном положении по сравнению с обычными аграрными практиками? До недавнего времени казалось, что так и есть. И другие инновационные производства столкнулись с той же проблемой.
Татьяна Крейтор, директор проектов АПК, ПАО «Сбербанк»:
Наш банк регулярно анализирует рынок. Мы внимательно следим за продукцией, которая импортируется из разных стран в больших объемах. Растениеводство — одно из самых востребованных направлений развития сельского хозяйства, и мы понимаем, что не все цели развития данной подотрасли подлежат субсидированию, например, гидропоника. Оценив рынок, технологии выращивания зелени, Сбербанк вынес предложение в Министерство сельского хозяйства расширить целевое использование кредитов в рамках программы, и уже спустя несколько недель, в апреле, изменения вступили в силу.
В текущем году введен оперативный мониторинг освоения заявленных банками субсидий. Регулярно, с периодичностью не менее двух раз в неделю, проходят оперативные совещания с участием региональных органов АПК, банков и Министерства сельского хозяйства РФ.
Кроме того, мы постоянно рассказываем о программе нашим клиентам и коллегам, проводим отраслевые мероприятия, такие как совместный форум в Сочи и собственная конференция банка «Развитие отрасли АПК».
Банк в помощь
«Аграрные технологии» обратились в Сбербанк за льготным кредитованием. И их не развернули автоматически, сославшись на то, что гидропоника в перечне льготных производств не упомянута. Специалисты банка изучили рынок и его потребности, обсудили с профильным департаментом Минсельхоза и доказали необходимость расширения льготного списка. С момента обращения Симаковой в Сбербанк до внесения изменений в законодательство прошло буквально несколько недель, и уже через несколько месяцев «космический корабль» выйдет на максимальную мощность. Менеджменту можно задумываться о расширении.
Японцы из Mirai (ООО «Мираи Интэкс») уже заключили с «Аграрными технологиями» партнерское соглашение о строительстве нового завода в центральной части России. В планах есть даже совместное развитие франчайзинговой сети.
Перед компанией — огромный рынок европейской части России. Если дальневосточные рестораны способны загрузить работой один завод, то что уж говорить о, например, московских.
Анатолий Куценко, директор департамента экономики, инвестиций и регулирования рынков АПК Министерства сельского хозяйства РФ:
Цели программы льготного кредитования в последнее время расширились. Произошла корректировка лимитов на одного заемщика, акцент смещен на проекты малых форм хозяйствования и среднего бизнеса. Инициатива идет от аграриев, региональных органов АПК, банков, в частности, от Сбербанка. На протяжении многих лет Сбербанк играет важную роль в кредитовании АПК, осуществляет финансирование не только крупных приоритетных для отрасли проектов, но и малых форм хозяйствования. Несомненно, Минсельхоз России при разработке нововведений и корректировке действующих механизмов прислушивается к мнению Сбербанка. Представители банка на постоянной основе участвуют в совещаниях, проводимых Минсельхозом России и отраслевыми ассоциациями, высказывают свою активную позицию по дальнейшим перспективам повышения инвестиционной привлекательности АПК.
Благодаря льготам теперь поиск инвестиций для развития — куда более простое дело, и Симакова смотрит в будущее с гораздо большей уверенностью. Когда проект стартовал, речь шла о возврате инвестиций в течение 9–10 лет. «Нужно отдать должное собственнику, в России мало кто закладывается на такой долгий период, — говорит она. — Я пришла на проект в июле 2017 года и сейчас понимаю, что у нас получится окупить завод в течение шести лет и совместно со Сбербанком и Минсельхозом подготовить программу по продвижению инновационной технологии Green room в России.
Текст подготовлен редакцией специальных проектов РБК