Спецпроект РБК и Сбербанка, 18 июн 2018, 13:41

Как сыр в масле: «Молвест» готовился к импортозамещению с 2011 года

Воронежская компания предвосхитила моду на качественные отечественные сыры и смогла быстро расти в кризис
Читать в полной версии

Холдинг «Молвест»

  • Одна из крупнейших в России компаний на рынке молока
  • Создан в 2006 году на базе молочного комбината «Воронежский»
  • Генеральный директор Анатолий Лосев

В феврале 2014 года в Воронежской области было запущено новое производство сыров, которое российский холдинг «Молвест» создал совместно с датской Arla Foods. Проект был амбициозный и в чем-то рискованный. На рынке спорили, найдет ли новое предприятие качественное сырье в достаточном количестве, приживется ли на рынке, где господствовали импортные продукты. Но меньше чем через полгода обстоятельства изменились, и многие импортные сыры пропали из российских магазинов. Как получилось, что «Молвест» взялась за импортозамещение, еще когда оно не было так широко распространено? И насколько оправданной оказалась ставка российского молочного гиганта?

Скандинавский кооператив

Такие крупные международные проекты (а производство сыров изначально было ориентировано на тысячи тонн в год) быстро не реализовываются. Вот и в этом случае поиски и переговоры с партнерами начались еще в 2011 году. В России не было технологий и специалистов, которые могли бы массово наладить выпуск продукции, не уступающей по качеству импортной. Выбор пал на Arla Foods. Это даже не компания в привычном нам понимании. Это паевое товарищество, в которое входит больше 12 тыс. датских и шведских производителей молока — от довольно крупных до маленьких фермерских хозяйств. Их объединение в организацию с общим менеджментом позволило проводить собственную политику экспансии на внешние рынки. И сейчас почти 90% выручки (а это более €10 млрд) товарищество получает за пределами Дании и Швеции. Россия была для Arla важным направлением развития. А скандинавы были для россиян привлекательными партнерами, так как могли поделиться своим огромным опытом в организации производства качественных молочных продуктов, включая сыр.

Удачное время

Через 2,5 года после достижения договоренностей партнеры запустили производство в родной для «Молвеста» Воронежской области (холдинг, принадлежащий Аркадию Пономареву, образован на базе молочного комбината «Воронежский»), а за следующие 4 года увеличили производство сыров в несколько раз: с 1,8 тыс. до 10,5 тыс. т, ожидаемых в текущем году. Генеральный директор «Молвеста» Анатолий Лосев говорит, что резкий рост случился сразу после исчезновения европейских сыров с прилавков. Но это не единственная причина роста, и «Молвест» не случайно стал компанией, которая, пожалуй, больше кого-либо в России нарастила производство сыра.

Анатолий Лосев, генеральный директор группы компаний «Молвест»:

Наше решение запустить производство было стечением многих обстоятельств. Но главное — мы понимали, что сыр во многих странах — это примерно треть всего молочного рынка. Это огромные объемы. Чтобы сделать тонну сыра, надо переработать десять тонн молока. В России доля сыра немного меньше трети. Но это свидетельствовало только о том, что есть еще куда расти. И почему бы в этом рынке не поучаствовать? Решение логичное, но на пути к нему приходится преодолевать много препятствий. От самого банального отсутствия людей нужной квалификации на всех этапах запуска и поддержки производства до качества сырья. К сожалению, большая часть производимого тогда в России молока ни по органолептическим свойствам, ни по содержанию бактерий не соответствовало стандартам качества, которые мы вместе с датчанами установили. С тех пор многое изменилось, появились новые хорошие фермы. Но тогда мы нашли только половину необходимого нам сырья. И это нас побудило к организации собственного производства молока — специально для сыра и масла.

Все свое

Собственное производство было у «Молвеста» давно. В конце концов, это один из крупнейших переработчиков молока в России, известный по бренду «Вкуснотеево» и многим другим торговым маркам. Но для качественного сыра требуется молоко с особенными свойствами. И уже в 2013 году компания начала создавать фермы нового типа: с коровами необычных для России пород — голштино-фризской, джерси, монбельярд. Одна из новых ферм — в селе Архангельское все той же Воронежской области — стала к настоящему моменту крупнейшей в Европе. Чтобы эффективно управлять комплексом на 5500 коров, потребовалась повсеместная автоматизация. Даже дойка тут происходит как на конвейере: коровы вереницей заходят на огромную круглую платформу, проезжают на ней полкруга и сходят — за это время у них успевают собрать молоко.

Собственный генетический центр позволяет разводить новые для России породы. Здесь уже живут тысячи телят, но выходом на полную мощность (которая позволит снабжать не только «Молвест», но и другие компании) здесь считают уровень 30 тыс. голов. Чтобы быть уверенными в качестве корма (которое прямо сказывается и на качестве молока, и на здоровье животных в целом), в холдинге запустили и собственное производство комбикормов. Так, для создания одного продукта — сыра — холдингу пришлось выстроить вертикально интегрированную структуру. Она включает всю цепочку производства — от корма и телят до сыра и масла.

Источники роста

Производство сыра повлекло за собой расширение ассортиментной линейки. Например, выпустили новое масло. Технология создания сыра такова, что удобно и экономично делать на связанном производстве и масло. И руководство холдинга понимало, что спрос на него будет расти. «Мы проанализировали ситуацию, увидели, что рынок наполнен дешевыми и некачественными сортами, приняли решение, что мы пойдем другим путем и будем производить масло лучшее или одно из лучших, — вспоминает Лосев. — Мы поставили себе задачу использовать только самые передовые технологии и производить масло только из свежих сливок из молока с собственных ферм. К настоящему моменту «Молвест» обеспечивает производство сыра и масла почти полностью собственным молоком. Оставшееся закупает у лучших сельхозпредприятий.

С 2014 года «Молвест» практически не изменил свои позиции на традиционном для себя молочном рынке и уверенно занимает третье место в стране по объемам переработки молока. По-прежнему лидируют PepsiCo и Danone. Но объемы производства масла на «Молвесте» увеличились в 2,5 раза, сыра — почти в пять раз. Именно эти два сравнительно новых для «Молвеста» продукта стали драйверами его развития на российском рынке, который практически насыщен молоком и многими молочными продуктами. Но эта стратегия, как и любая другая, требует периодической отладки и пересмотра. По словам Лосева, период, когда россияне распробовали качественные сыры и готовы были платить за них больше, пришелся на 2015–2016 годы. В прошлом году началась гонка скидок — когда в торговых сетях продается преимущественно то, что выставлено с дисконтом в 20% или даже 30%.

Татьяна Крейтор, директор проектов АПК, ПАО «Сбербанк»:

Развитие молочной отрасли является для Министерства сельского хозяйства и для банка приоритетным направлением наряду с растениеводством. В текущем году объем инвестиционных проектов в этой сфере, находящихся на рассмотрении Сбербанка, — более 30 млрд руб. Отрасль требует развития, так как дефицит на российском рынке молока составляет более 7 млн т. Но динамика положительная. В ближайшие пять лет эта отрасль будет активно развиваться уже с применением новейших технологий, существенно удешевляющих себестоимость производства и обеспечивающих более высокое качество конечного продукта. И производство качественных российских сыров — стратегическая задача в деле развития молочной отрасли.

Новые ниши

Выход Лосев видит в развитии нишевых направлений (других типов сыров, в том числе более дорогих) и в развитии сопутствующих производств — например, молочной сыворотки. Сыворотка может считаться побочным продуктом при производстве сыра и творога. Если она высокого качества, то обладает самостоятельной ценностью в качестве добавки при производстве дорогих сыров, кондитерских изделий, хлеба и других продуктов. Для этого требуется инвестировать в новые мощности и, соответственно, брать кредит на развитие. Около 80% кредитного портфеля «Молвеста» — это кредиты на инвестиции. И они, естественно, подходят под условия льготного кредитования Минсельхоза. Более половины кредитного портфеля холдинга приходится на Сбербанк, и эта доля растет. По словам Лосева, начиная с прошлого года сроки прохождения заявки в кредитном комитете Сбербанка сильно сократились, и теперь кредитоваться там очень удобно. «Под проект переработки сыворотки мы недавно в Сбербанке тоже получили хороший кредит, длинный и большой, — говорит Лосев, — и в дальнейшем мы будем сотрудничать и развиваться за счет инвестиций в собственную сырьевую базу, выхода на новые рынки, в том числе и за счет поглощений».

Текст подготовлен редакцией специальных проектов РБК

Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора
Pro
ИИ научился хирургии по видео и готов оперировать людей — Fast Company
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Привычка побеждать убивает оригинальность. Вот что ее развивает
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway