Спорт, 03 дек, 13:16

Экс-глава РУСАДА назвала фильм Зеппельта запуском санкционного маховика

Первый из серии фильмов Хайо Зеппельта о допинге в российском спорте вышел ровно десять лет назад. Как отметила Анна Анцелиович, изначально она не думала, что это журналистское расследование будет иметь такие последствия
Читать в полной версии
Фото: Oli Scarff / Getty Images

Анна Анцелиович, которая исполняла обязанности гендиректора РУСАДА в 2015–2017 годах, в разговоре с корреспондентом «РБК Спорт» заявила, что после выхода фильма Хайо Зеппельта о допинге в российском спорте, в том числе в легкой атлетике, санкций уже было невозможно избежать.

Фильм вышел в эфире немецкого телеканала ARD 3 декабря 2014 года и запустил цепочку антидопинговых расследований в отношении российского спорта. В ленте утверждалось, что российские легкоатлеты систематически употребляют допинг. Среди собеседников Зеппельта были бегунья Юлия Степанова и ее муж Виталий Степанов, экс-сотрудник Российского антидопингового агентства.

«Склоняюсь к тому, что маховик был запущен и это уже было вряд ли возможно остановить. На тот момент я мало общалась с WADA. И у меня не было ощущения, что таким глобальным расследованием и отстранением все закончится», — сказала Анцелиович.

«Создавалось впечатление, что не все понимали, что этот фильм — первая ступенька. WADA тогда объявило, что начнет расследование, назначит независимую комиссию. И многие посчитали, что это конец истории. Я понимала, что комиссия должна будет показать результаты своей работы, поэтому мы с опаской ждали результатов. Но такой эффект не ждали», — отметила она.

Анцелиович в 2014 году возглавляла в РУСАДА отдел, ответственный за проведение разбирательств по допинговым делам.

В марте 2016-го немецкий канал ARD показал третий фильм о применении допинга в российской легкой атлетике под названием «Отвлекающий маневр России». Одним из героев стала Анцелиович. Зеппельт утверждал, что во время работы в РУСАДА она договаривалась со спортсменами о времени сдачи допинг-проб. В качестве доказательства в фильме приводилась запись разговора. Там, как утверждает Зеппельт, Анцелиович предупреждает одну из спортсменок, что пробы у той будут взяты на следующей неделе.

В то время министр спорта России Виталий Мутко в телефонном интервью Reuters заявил, что факты, показанные в фильме, «вырваны из контекста и являются попыткой ввести в заблуждение общественность».

В свою очередь, Анцелиович заявила, что данные Зеппельта наносят тенденциозный характер и давно опровергнуты.

Факты, изложенные в первых двух фильмах, спровоцировали расследование WADA. В ноябре 2015-го агентство по итогам расследования обнародовало доклад, в котором обвинило Министерство спорта России и ФСБ во вмешательстве в работу аккредитованной антидопинговой лаборатории, которая находится в Москве. По данным WADA, в конце 2014 года в лаборатории перед проверкой были уничтожены 1417 допинг-проб.

После публикации доклада WADA российских легкоатлетов отстранили от всех соревнований под эгидой Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF).

В конце декабре 2016 года в The New York Times вышла статья о существовании в России системы поддержки допинга. Издание, в частности, ссылалось на слова Анцелиович и приводило такую ее цитату: «Это был институциональный заговор». При этом Анцелиович отмечала, что высшие должностные лица государства не были замешаны в происходящем.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков спустя несколько часов после публикации призвал «проверить достоверность этих слов». «Насколько оно соответствует действительности, насколько действительны слова, которые Анцелиович приписываются, что имелось в виду, в каком контексте — все это нужно понимать, чтобы делать какие-то выводы», — цитирует его ТАСС.

Сама Анцелиович позднее в тот же день заявила, что ее слова были вырваны из контекста.

В марте 2017 года Анцелиович покинула РУСАДА. По словам Мутко, уход не был связан с публикацией The New York Times.

Обсудите новость в телеграм-канале «РБК Спорт».

Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах