Технологии и медиа, 01 фев 2022, 09:01

Как фигурное катание стало народным видом спорта. Инфографика

Уже в первый день Зимних Олимпийских игр в Пекине, 4 февраля, состоятся первые этапы турнира по фигурному катанию в рамках командных соревнований. РБК вспоминает, как в России формировался культ этого вида спорта
Читать в полной версии
(Фото: Владимир Гердо / ТАСС)

Фигурное катание — традиционно один из тех видов спорта, к которым на Зимней Олимпиаде приковано особое внимание российских болельщиков. Количество олимпийских чемпионов из России в этой дисциплине — почти три десятка, что в полтора раза больше, чем, например, в биатлоне, и в два раза — чем в лыжных гонках.

История спортивных достижений отечественных фигуристов, ледовые шоу как бизнес, рейтинги связанных с фигурным катанием развлекательных программ и количество регулярно надевающих коньки россиян — в обзоре РБК.

Олимпийские скандалы и противостояния

Почти каждым зимним Играм сопутствует интрига в фигурном катании. В 2002 году в Солт-Лейк-Сити российские зрители наблюдали за ставшим легендарным противостоянием Евгения Плющенко, дебютанта Олимпиады, и Алексея Ягудина. Однако считавшийся фаворитом Плющенко упал на первом же прыжке в короткой программе — четверном тулупе, уступив победу Ягудину.

В том же году произошел беспрецедентный судейский скандал в парном катании: несмотря на то что россияне Елена Бережная и Антон Сихарулидзе завоевали первое место, решение жюри было пересмотрено из-за разразившегося в прессе негодования. В итоге золото уже после соревнований было вручено ранее признанным вторыми канадским фигуристам Жами Сале и Давиду Пеллетье.

Не обошлось без скандалов и в 2010-м, когда впервые с 1964 года российские фигуристы не выиграли ни одной золотой медали. Тогда Плющенко проиграл первое место американцу Эвану Лайсачеку с разницей 1,31 балла по сумме двух программ. Негодование зрителей вызвал факт, что Плющенко в каждой программе исполнил по четверному тулупу, причем оба в каскаде с тройным, а его соперник нигде даже не заявил подобные элементы.

На подъеме российское фигурное катание находится в последние годы. В 2014-м в Сочи сборная оказалась триумфатором в медальном зачете: три золота, одно серебро и одна бронза. В 2018 году в Пхёнчхане спортсмены из России стали вторыми, уступив лишь канадцам. Тогда золото выиграла Алина Загитова, а серебро забрала Евгения Медведева — это противостояние воспитанниц Этери Тутберидзе спортивные эксперты окрестили легендарным.

Что ждать от Олимпиады в Пекине

Отечественные спортсмены, которые вновь будут выступать под флагом Олимпийского комитета России, — фавориты и в этом году.

Эксперты предрекают россиянам семь медалей, три из которых могут оказаться золотыми. В женском катании Камила Валиева, Анна Щербакова и Александра Трусова претендуют сразу на весь пьедестал (такой сценарий, но в другом составе, был реализован на чемпионате мира прошлого года). Победа почти гарантирована и в командных соревнованиях. А Анастасия Мишина и Александр Галлямов вполне могут забрать золото в парном катании.

В выступлениях мужчин-одиночников основное противостояние развернется между сборными США и Японии.

Как фигурное катание стало шоу-бизнесом

С начала 2000-х годов, когда серебряный призер Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити Илья Авербух объявил о завершении любительской карьеры и запустил одно из первых в России ледовых шоу, фигурное катание стало не только видом спорта, но и частью российского шоу-бизнеса.

К участию в кассовых проектах, организацией которых позже занялись олимпийская чемпионка в танцах на льду Татьяна Навка и двукратный олимпийский чемпион Евгений Плющенко, привлекаются титулованные спортсмены, среди которых Аделина Сотникова, Юлия Липницкая, Ирина Слуцкая и другие. Последний ледовый балет Авербуха «Щелкунчик и Мышиный король» только с 2 по 8 января 2022 года посмотрели 44 тыс. зрителей. А олимпийская чемпионка Алина Загитова за один выход в шоу Навки «Спящая красавица. Легенда двух королевств» получала, как утверждали СМИ, около $10 тыс.

Интерес зрителей к фигурному катанию активно монетизируют и телеканалы. ХХ Зимние Олимпийские игры в 2006 году побили все рекорды по популярности у телеаудитории: доли телетрансляций в среднем превышали 25% среднесуточной аудитории. «Первый канал» и ВГТРК в борьбе за рейтинги даже вышли на открытое противостояние. Вопреки договоренностям об очередности трансляций хоккейный матч сборных России и Словакии, а также финал у мужчин-фигуристов оба канала показывали одновременно. Подобные накладки сопровождали весь ход Олимпиады.

В том же 2006 году на телевидение пришли ледовые шоу, сразу став одними из наиболее популярных программ главных каналов. Первый сезон «Танцев на льду» на «России 1» смотрели за вечер в среднем 7,7 млн жителей крупных городов старше четырех лет. Старт проекта «Первого канала» «Звезды на льду», позже трансформированного в существующий до сих пор «Ледниковый период», собирал у экранов в среднем 7,9 млн.

Как фигурное катание пошло в массы

Сформированный и телеканалами, и самими спортсменами культ фигурного катания отразился и на желании россиян заниматься спортом. За два десятилетия, согласно статистическим подсчетам Минспорта и его предшественников, количество вовлеченных именно в эту дисциплину выросло почти в 25 раз.

Если в 2003 году спортивные организации рапортовали (по специально утвержденной статистической форме) о 28 тыс. человек, занимающихся фигурным катанием, то в 2020-м — уже почти о 678 тыс.

Резкий скачок произошел на рубеже 2018–2019 годов: тогда число фигуристов выросло с 228 тыс. сразу до 729,5 тыс. В Росстате утверждают, что никаких изменений в методологии подсчета в эти годы не было. В Федерации фигурного катания вопросы по поводу причин такого всплеска перенаправили в Минспорт, в пресс-службе министерства разъяснений не предоставили.

Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
«Блеск люкса тускнеет». Почему кризис повлиял на сегмент роскоши
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Развод и деньги пополам. А как быть с криптовалютой
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР