HeadHunter запустил сайты для поиска работы в Грузии и Узбекистане
Новые версии сайта HeadHunter заработали в Грузии, Киргизии и Узбекистане пока на русском языке, но вскоре появятся мобильные приложения, а версии на национальных языках будут к концу 2015 года. Об этом РБК рассказал управляющий партнер HeadHunter в Центральной Азии и на Кавказе Виталий Терентьев.
Новые сайты — headhunter.ge для Грузии, hh.uz для Узбекистана, headhunter.kg для Киргизии — доступны с 1 июня. На данный момент на каждом из «страновых» сайтов размещено несколько десятков вакансий. Свои резюме предложили более 500 соискателей в Грузии, почти 2 тыс. — в Киргизии и более 3 тыс. — в Узбекистане. На старте и до середины осени HeadHunter не берет денег с работодателей: рассчитывает привлечь интерес клиентов.
«Вакансии, которые уже опубликованы сейчас, это в основном вакансии, размещенные нашими партнерами из других наших стран, которые уже имеют полноценные офисы в Грузии, Узбекистане и Киргизии. Кроме того, мы заранее начали работать на местных рынках с клиентами, чтобы на запуске иметь вакансии от местных компаний», — уточнил РБК Терентьев. В базу резюме попали те пользователи, которые живут в этих трех странах СНГ и регистрировались на hh.kz или на региональных доменах hh.ru.
Как зарабатывает HeadHunter
HeadHunter получает доход от платного доступа к базе резюме соискателей, комиссии за публикацию вакансий на сайте, консалтинговых услуг в сфере HR-брендинга и рекламы. Также компания проводит несколько раз в год онлайн-ярмарки вакансий, где работодатели и соискатели могут общаться напрямую. Стандартный прайс-лист опубликован на самом сайте. Например, доступ к базе резюме в Москве для поиска нескольких сотрудников на 30 дней стоит 46 тыс. руб. Услуга срочного подбора персонала дороже — 13,8 тыс. руб. на 7 дней и 25 тыс. руб. на 14 дней. Можно взять пакет на несколько месяцев: за 132 тыс. руб. на три месяца, за 224 тыс. руб. на полгода или 365 тыс. руб. на год. Пользователи размещают резюме на Headhunter бесплатно, но за деньги могут получить дополнительные опции. Сайт устроен так, что в топ попадают те резюме, что недавно обновлялись. А чтобы резюме автоматически обновилось и поднялось в топ (раз в день в течение двух недель), нужно заплатить 171 руб. Пользователям предлагают пройти профориентацию, не покидая сайта, — за тест нужно заплатить 450 руб. «Улучшить резюме», то есть получить консультацию от экспертов HeadHunter, можно за 950 руб.
План к исполнению
Цель экспансии HeadHunter — стать лидером на новых рынках в перспективе одного года, уточняет управляющий директор HeadHunter Михаил Жуков. Отвечать за оперативное управление этими направлениями будет Виталий Терентьев. По стратегии борьбы за лидерство компания действовала и на других рынках, уточняет Терентьев. «Сейчас мы присутствуем в Казахстане, Украине, Белоруссии и Азербайджане. Во всех этих странах мы лидируем», — уточнил он. В Азербайджан компания вышла в партнерстве с местным Day.az в июле 2012 года.
«Запоздалый» выход в Грузию, Киргизию и Узбекистан Терентьев объяснил тем, что рынки и бизнес-среда этих стран были не готовы и «созрели только сейчас». «Мы ориентируемся на те страны, где, с одной стороны, рынок готов к активному развитию и наши технологии и сервис будут востребованы уже сейчас или в самом ближайшем будущем. С другой стороны, на новом рынке должна быть свободная ниша, чтобы в перспективе одного года стать номером один», — объяснил выбор стран Терентьев. Кроме того, у HeadHunter есть мощный офис в Казахстане, который будет координировать развитие этих регионов, пояснил он. Терентьев не оценил объема новых трех рынков в деньгах, но сравнил их вместе взятые с рынком России 7–10 лет назад. Сколько компания вложила в запуск в этих странах, представитель HeadHunter сказать отказался.
Сегодня лидер в Киргизии — существующий десять лет на рынке Job.kg, рассказывает сооснователь рекрутингового сервиса Rabota66.ru Евгений Островский. Екатеринбургский Rabota66.ru купил этот киргизский сервис год назад (сумму Островский не раскрыл). По счетчику SimilarWeb, Job.kg набрал в апреле 160 тыс. посещений (в том числе более 80% из Киргизии). Других заметных игроков Островский не назвал. Рынок поиска работы в Киргизии развивается, но пока очень мал: сооснователь Rabota66.ru оценил его в несколько десятков тысяч долларов с перспективой роста до $200–300 тыс. в течение 1–2 лет.
В Узбекистане лидером себя называют Myjob.uz, также на рынке заметными игроками являются местный Uzjobs.com и российский Superjob.uz, рассказывает Островский. По счетчику SimilaerWeb, первый сайт имел 140 тыс. посещений в апреле 2015 года, второй — 80 тыс., а российский Superjob.uz — 60 тыс. «Но говорить о рынке и лидерах на нем вообще не приходится. Рынка нет совсем — в деньгах абсолютный ноль, и в ближайшем будущем ничего не изменится», — уверен собеседник РБК.
Superjob практически не вкладывает в развитие ресурсов в странах СНГ, сказал президент компании Алексей Захаров. «До кризиса 2008 года мы активно инвестировали в Украину. Но сейчас и там не ведем активной работы», — добавил он. У этой компании были ресурсы практически с момента запуска в странах СНГ, но они так и не начали приносить значительных, относительно российского рынка, денег. «Рынки большинства стран СНГ трудоизбыточны. В настоящий момент у нас нет планов по активной работе на этих рынках. Каких-то серьезных коммерческих перспектив в ближайшие пять лет для этих рынков, включая Украину, мы не видим», — объясняет Захаров.
Самой развитой из трех стран, куда вышел HeadHunter, сооснователь Rabota66.ru называет Грузию: емкость рынка онлайн-рекрутинга в этой стране, по его оценке, составляет $200–300 тыс., есть потенциал роста. В Грузии однозначный лидер — jobs.ge, а на втором месте находится hr.ge, добавляет Островский. В апреле 2015 года число его посещений достигло 590 тыс. (данные SimilarWeb).
Чего достиг HeadHunter в других странах Казахстан: 12 тыс. вакансий, 905 тыс. резюме и 26 тыс. зарегистрированных работодателей. Посещаемость в апреле 2015 года: 973 тыс. уникальных посетителей
Белоруссия: 10,5 тыс. вакансий, 922 тыс. резюме и 35 тыс. зарегистрированных работодателей. Посещаемость в апреле 2015 года: 1,1 млн уникальных посетителей
Украина: 12,3 тыс. вакансий, 791 тыс. резюме и 33 тыс. зарегистрированных работодателей. Посещаемость в апреле: 958 тыс. уникальных посетителей
Азербайджан: 300 вакансий, 22,3 тыс. резюме и 1 тыс. зарегистрированных работодателей. Посещаемость в апреле 2015 года: 100 тыс. уникальных посетителей
Источник: собственные данные компании на 1 июня 2015 года
Евгений Островский считает, что шанс на лидерство в этих трех странах у HeadHunter есть, но успех зависит от того, насколько компания готова в них инвестировать. «Это очень долгосрочные инвестиции. Мы выходим на эти рынки с прицелом на пять лет», — говорит сооснователь Rabota66.ru. Его компания вышла год назад в Азербайджан — Rabota.az и, по словам Островского, за это время стала лидером. Инвестиции в азербайджанский рынок рекрутинга составили $200 тыс. HeadHunter за три года присутствия в Азербайджане, считает Островский, заметным игроком не стал.
Выход на новые рынки произошел через полтора месяца после того, как стало известно, что попытка холдинга Mail.Ru Group продать HeadHunter сорвалась. В середине ноября 2014 года Mail.Ru Group объявила, что продает почти за 10 млрд руб. (9,85 млрд руб.) HeadHunter консорциуму инвесторов во главе с фондом «Эльбрус Капитал». Сделку должны были закрыть в первом квартале 2015 года, но 23 апреля группа объявила, что сервис остается внутри Mail.Ru Group. Фонд не смог привлечь деньги. «Западные инвесторы оказались не готовы вкладывать средства в текущих условиях», — рассказывал источник РБК. В квартальной отчетности группа указывала начиная с середины 2014 года, что на бизнес HeadHunter негативно влияют макроэкономические факторы. Выручка от категории «другие доходы», куда входит HeadHunter, снижалась. Отдельно указывались финансовые показатели компании: в 2013 году выручка HeadHunter по управленческой отчетности составила 2,756 млрд руб., в 2014 году — 2,78 млрд руб.