Технологии и медиа, 03 июл 2020, 14:53

Профсоюз «Ведомостей» предъявил акционерам десять требований

Сотрудники редакции выдвинули новому собственнику «Ведомостей» десять требований, в том числе гарантировать соблюдение «догмы» издания. Новый владелец пока удовлетворил только одно из требований — продлить режим удаленной работы
Читать в полной версии
Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg

Профсоюз, объединяющий сотрудников газеты «Ведомости», направил новому владельцу Ивану Еремину и гендиректору компании-издателя Михаилу Нелюбину письмо, в котором указал на «неоднократные случаи цензуры» со стороны недавно назначенного главного редактора Андрея Шмарова.

В документе (копия есть у РБК) Еремину и Нелюбину выдвинут список из десяти требований, первым из которых стало требование гарантировать на уровне протокола совета директоров или приказа гендиректора соблюдение положений «догмы», внутреннего документа, определяющего редакционную политику, и «этического кодекса» «Ведомостей».

Среди других требований профсоюза:

  • предоставлять доступ к готовящимся материалам только сотрудникам редакции;
  • проводить юридическую экспертизу этих материалов только с помощью штатных юристов;
  • предоставлять право принимать решения о размещении материалов на сайте и страницах «Ведомостей» только редакторам профильных отделов;
  • допускать внесение изменений в уже опубликованные материалы только по согласованию с их авторами и редакторами профильных отделов при условии размещения дисклеймера, разъясняющего суть поправок;
  • снимать уже опубликованные материалы с сайта только по решению суда или иных надзорных органов в установленном законом порядке либо по согласованию с автором этого материала и редактором профильного отдела.

В случае невыполнения требований редакция грозит «запустить процедуру начала коллективного трудового спора вплоть до забастовки».

Профсоюз редакции «Ведомостей» был организован 23 апреля 2020 года сотрудниками издания, возглавила профсоюз редактор отдела расследований Бэла Ляув. Под письмом стоят 49 подписей. Среди подписантов значатся и шеф-редактор газеты «Ведомости» Дмитрий Симаков, и двое заместителей главного редактора — Александр Губский и Филипп Стеркин, которые ранее объявили об уходе в знак протеста против назначения Андрея Шмарова главным редактором.

Председатель профсоюза Бэла Ляув подтвердила РБК подлинность письма. По ее словам, акционеры издания удовлетворили только одно требование профсоюза: продлили удаленный формат работы на неопределенный срок.

Издатель «Ведомостей» Михаил Нелюбин заявил профсоюзу, что часть перечисленных в письме требований не относится к трудовым спорам, рассказала Ляув. Остальные вопросы руководство готово рассмотреть лишь в сентябре на совете директоров, но к тому времени большая часть коллектива может покинуть «Ведомости», считает руководитель профсоюза. «Вчера в профсоюзе было 50 человек, сейчас осталось около 40 — сотрудники увольняются по собственному желанию», — констатировала Ляув.

Нелюбин в ответном письме сообщил профсоюзу, что вопрос соблюдении «догмы» «требует тщательного обсуждения сторонами», рассказал РБК один из членов профсоюза.

Еремин на запрос РБК ответил, что в издании нет трудового конфликта. «Это не столько требования трудового коллектива, сколько манифест, основанный на эмоциях и страхах, состоящий из смутных угроз и расплывчатых обвинений в адрес главного редактора. Профсоюз, как заявлялось в момент его создания, имел цель противодействия незаконным увольнениям журналистов. Но таких увольнений не было. Поэтому трудового конфликта нет. <...> Мы вынесем эти требования на ближайшие заседание совета директоров АО «Бизнес Ньюс Медиа», который даст им свою профессиональную оценку», — ответил Еремин.

Как развивался конфликт в «Ведомостях»

Конфликт в редакции, из-за которого появился профсоюз, начался еще в марте 2020 года после назначения Андрея Шмарова на должность исполняющего обязанности главного редактора «Ведомостей». Часть сотрудников редакции, включая заместителей главного редактора, были против назначения Шмарова на эту должность — они направили письмо в адрес потенциальных покупателей издания, которыми на тот момент были управляющий директор Arbat Capital Алексей Голубович и издатель газеты «Версия» Константин Зятьков, с требованием снять Шмарова с должности и.о. главреда — авторы письма называли его «чуждым журналистским принципам и корпоративной культуре издания».

Голубович и Зятьков оставили Шмарова руководителем редакции, но на фоне конфликта в издании сами вышли из сделки — 29 мая 2020 года конечным собственником «Ведомостей» стал глава медиахолдинга «ФедералПресс» Иван Еремин.

Еремин 15 июня поддержал назначение Шмарова на должность главного редактора. В знак протеста против этого решения все заместители главреда «Ведомостей» покинули издание.

22 июня Иван Еремин решил расторгнуть контракт с издателем «Ведомостей» Глебом Прозоровым, который работал в газете с момента ее основания. Его преемником стал Михаил Нелюбин. «У нас разный взгляд на развитие издательства как бизнеса, мы расходимся в оценке перспектив развития «Ведомостей» как экономически успешного СМИ», — объяснил Еремин расторжение контракта с Прозоровым.

В интервью РБК 1 июня новый собственник «Ведомостей» Иван Еремин не исключал, что издание могут покинуть часть сотрудников: «Сказать, что мы быстро сможем заменить любого журналиста, — значит продемонстрировать свое неуважение к коллегам. Если кто-то уйдет, это будет, безусловно, очень неприятная ситуация. Но все-таки не трагичная». В интервью РБК Еремин утверждал, что будет «главным хранителем догмы».

Как бастовать по закону

Процедура проведения забастовки, которой грозят журналисты, в России сложная и многоступенчатая, любое нарушение правил может привести к тому, что в судебном порядке забастовка будет признана незаконной, сказал РБК глава правового департамента «Конфедерации труда России» Олег Бабич. «За всю новейшую историю России полностью законных забастовок, которые бы соблюдали все процедуры, можно по пальцам пересчитать. Обычно все проходит либо почти законно, либо совсем незаконно», — сказал он. Сама процедура является излишне бюрократизированной и затрудненной, из-за этого Росстат фиксирует ежегодно минимальное количество забастовок, добавил зампред Федерации независимых профсоюзов Александр Шершуков. По данным госстатистики, в 2018 году в России работники бастовали только в двух организациях.

Если профсоюз представляет интересы большинства работников, то он может сразу направить требования работодателю (в противном случае они должны быть одобрены более чем 50% трудового коллектива на отдельном собрании), после ответа работодателя запускается этап коллективного трудового спора, рассказал глава правового департамента «Конфедерации труда России». В этот момент еще нельзя объявлять забастовку, потому что сперва должны пройти примирительные процедуры: попытка договориться с участием посредника, а также рассмотрение спора в трудовом арбитраже, продолжил он.

«Если в результате примирительных процедур договориться так и не удалось (а на каждом этапе составляется протокол разногласий), после этого собирается конференция трудового коллектива, которая уже принимает решение о проведении забастовки», — сказал Бабич, добавив, что также должен быть избран орган, например забастовочный комитет, который от имени всех работников возглавит забастовку и определит обязательный минимум необходимых работ, а также сроки забастовки. После этого может быть проведена сначала предварительная забастовка, и если требования по-прежнему не удовлетворены — основная забастовка. «Соблюсти все этапы процедуры правильно нереально. Как правило, суды удовлетворяют иски работодателя (о незаконности забастовки. — РБК)», — заключил он.

Pro
Уволили за эксперименты: каково работать в Revolut — в шести пунктах
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
Вечные. Как экс-топ ЛУКОЙЛа продает жизнь после смерти за ₽10 тыс.
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
Признаки обнала теперь видят в лизинге и покупке подарочных карт
Pro
Почему так сложно зарегистрировать «советский» бренд в Роспатенте
Pro
«Отмените субсидии». Как политика Трампа повлияет на рынок электрокаров