Технологии и медиа, 04 мая 2018, 17:56

Более 6 тыс. пользователей пожаловались на блокировки из-за Telegram

Отраслевая организация РОЦИТ передала в Роскомнадзор свыше 6 тыс. жалоб пользователей на блокировки сторонних сервисов из-за попыток ведомства остановить работу мессенджера Telegram в России. Из них только 4% — обращения от юрлиц
Читать в полной версии
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

На «Горячую линию» Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) поступило 6184 жалобы от пользователей и компаний, которые пострадали от массовой блокировки IP-адресов, организованной Роскомнадзором в попытках прекратить работу Telegram в России, сообщил РБК представитель центра. Все обращения были обработаны и переданы на рассмотрение в ведомство.

Основная часть пожаловавшихся (96%) — физические лица, и только 79% из них предоставили свои контактные данные для получения ответа. По словам представителя РОЦИТа, большая часть обращений (76%) касались отсутствия доступа к игровым сервисам, таким как PlayStation Network, Epic Games Launcher, и компьютерным играм Fortnite, PlayerUnknown’s Battlegrounds и другим, требующим подключения к интернету. В частности, в случае с PlayStation Network был заблокирован сервер, обеспечивающий работу телевизоров Sony и приставок PlayStation. Из-за этого пользователи не смогли не только подключиться к сервису, но и воспользоваться оплаченными ранее приложениями. «Пользователи, заявляющие об этих проблемах, понесли в том числе финансовые потери, которые достигают в некоторых случаях до 30 тыс. руб.», — рассказал представитель РОЦИТа.

13 апреля 2018 года Таганский суд Москвы постановил заблокировать на территории России мессенджер Telegram за отказ предоставить ФСБ ключи для дешифровки переписки пользователей. Роскомнадзор внес в реестр запрещенных домены и IP-адреса серверов компании 16 апреля. Однако Telegram начал использовать IP-адреса облачных сервисов Amazon Web Services, Google Cloud, DigitalOcean, Microsoft Azure и др. Каждый раз, когда Роскомнадзор вносил новые адреса в реестр, мессенджер переходил на другие. Из-за этого ведомство стало вносить в реестр целые пулы IP-адресов хостинг-провайдеров, рассказывал глава ведомства Александр Жаров. В связи с этим пользователи и компании, ведущие бизнес в интернете, жаловались на проблемы с доступом к различным сервисам. Так, 21 апреля не работала главная страница Google и другие сервисы компании, 27 апреля в реестр запрещенных ресурсов на несколько часов попали IP-адреса «ВКонтакте», «Яндекса», Twitter и Facebook. На проблемы в работе пожаловались в том числе Viber и онлайн-школа изучения английского языка SkyEng.

Акция Telegram в поддержку свободного интернета. Фоторепортаж
Фотогалерея

23 апреля РОЦИТ совместно с Роскомнадзором запустили «горячую линию», чтобы проверять жалобы пользователей о блокировках IP-адресов и сервисов в связи с попытками ограничить работу Telegram. Задачей РОЦИТа стало «оперативно выявить и указать на взаимосвязанные процессы и отделить информационный шум от реальных последствий».

Как пояснил представитель РОЦИТа, были заблокированы и работали с перебоями многие интернет-ресурсы, обеспечивающие проектную работу удаленных команд. «Речь идет о таких сервисах, как Slack, Trello, GitHub и многих других, с помощью которых выстраивается эффективная коммуникация в проектных командах, чьи участники работают удаленно, иногда даже в разных городах и странах. Кроме внутренней функции эти интернет-ресурсы выполняют еще и внешнюю, в частности позволяют компаниям выстраивать работу с подрядчиками онлайн», — отметил он. Это существенно отразилось на эффективности конкретных ресурсов. «Эти компании, являясь резидентами и представителями технологического бизнеса страны, не имели возможности в штатном режиме осуществлять свою текущую деятельность. Десятки владельцев крупных компаний, чей клиентский сервис, а значит, и возможности пользователей были ограничены в связи с массовой блокировкой IP-адресов», — констатировал представитель РОЦИТа.

Акция против блокировки Telegram в Москве. Фоторепортаж
Фотогалерея

Среди компаний, пострадавших от блокировки Telegram, по его словам, оказались онлайн-кинотеатр ivi, американская ИТ-компания Citrix и сервис автоматизации маркетинга Mindbox. При этом 70% жалоб, поступивших от официальных представителей компаний, касались недоступности серверов Amazon, 17% — Digital Ocean, по 3,4% — Google и Hetzner.

Как сообщил РБК глава Mindbox Александр Горник, из-за использования VPN-каналов и снижения скорости работы сотрудников компания будет терять порядка 1,5–2 млн руб. в год. Кроме того, она будет вынуждена тратить время на то, чтобы устранять ущерб от блокировок, вместо того чтобы выполнять заказы, что приведет к снижению продаж. Наконец, придется переделывать свои ИT-системы, чтобы обходить блокировки. Таким образом, суммарные потери составят до 10 млн руб. в ближайшие год-два, отметил Горник. «Но самое неприятное — снижение конкурентоспособности и уезжающие программисты. Даже если​ еще один из-за этого примет решение покинуть страну, а от нас регулярно уезжают, это может легко удвоить потери», — сказал глава Mindbox.

Юрист организации «Роскомсвобода» Саркис Дарбинян отметил, что РОЦИТ — это прежде всего «пользовательская организация, поэтому и обращались с жалобами в основном физические лица». «Роскомсвобода» совместно с правозащитной юридической организаций «Агора» (представляет интересы Telegram в российском суде) собирают жалобы от пострадавших в ходе массовых блокировок Роскомнадзора, но статистики по ним пока не предоставила.

«Небо на землю не упало»: чиновники о решении заблокировать Telegram
Фотогалерея

​По мнению юриста адвокатской конторы «Аснис и партнеры» Екатерины Ипполитовой, поскольку в настоящее время не ясны дальнейшие действия, которые предпримет РОЦИТ, многие физлица предпочли заявить о проблемах с доступом анонимно. «Учитывая, что, по данным РОЦИТа, большинство обращений связаны с проблемами с доступом именно к игровым сервисам, то можно предположить, что существенная часть обратившихся являются несовершеннолетними, чем также может быть обусловлено их желание не раскрывать свои персональные данные», — добавила она.

Советник практики разрешения споров и интеллектуальной собственности Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Евгений Орешин отметил, что пользователи могли не указывать свои персональные данные по разным причинам: «Например, лень; боязнь, что к человеку обратятся с какими-либо ответными претензиями — об использовании пиратского сайта и так далее».

Pro
В мире растет число адептов «детства без смартфонов». В чем они не правы
Pro
В обход санкций: как теперь рассчитываться за перевозку грузов из Китая
Pro
Сотрудник хочет работать 36 часов в неделю. Когда это возможно
Pro
Маркеры на онлайн-собеседовании: как раскрыть кандидата в первые минуты
Pro
Против агрегаторов заводят уголовные дела. Что будет с этим рынком
Pro
Экономим на рекламе: 5 идей продвижения с бюджетом от нуля до ₽200 тыс.
Pro
Локальный отскок или восходящий тренд: что будет с акциями «Газпрома»
Pro
Кризис системы: как «проблемщики» и «решальщики» противостоят хаосу