ВЭФ-2025, 04 сен, 12:56

Глава DNS указал на сильнейшее за 30 лет падение спроса на электронику

Глава DNS Group Дмитрий Алексеев назвал падение потребительского спроса главной проблемой для развития бизнеса. Покупатель сейчас выбирает между дорогостоящей покупкой и возможностью заработать на ожидании ее удешевления
Читать в полной версии
Фото: Андрей Любимов / РБК

Совладелец и директор группы компаний DNS Дмитрий Алексеев в интервью телеканалу РБК на ВЭФ назвал падение спроса главной проблемой для развития бизнеса.

«За 30 лет ведения бизнеса я не помню ситуации, чтобы рынок потребительских товаров в номинальных рублях, просто в рублях сокращался. У нас были периоды, когда рынок мог падать в штуках, в долларах, но вот в рублях, без учета даже инфляции, он никогда не падал», — заявил глава DNS Group.

По его словам, падение рынка в рублях в этом году было зафиксировано по многим категориям. В этих условиях бизнесу приходится жить и выстраивать гипотезы о том, какие модели потребления будут актуальны, поскольку у покупателя сейчас есть альтернатива: совершить относительно дорогостоящую покупку, например, телевизор, либо ожидать снижения цен и параллельно зарабатывать на этом ожидании, положив деньги на депозит.

Объемы депозитов растут опережающими темпами, отмечает Алексеев, что является фактором неопределенности, потому что бизнес должен в своей стратегии делать какую-то ставку на дальнейшее изменение, в том числе произойдет ли отток с депозитов. «Мы видели, что депозиты переманивают у нас клиентов. Произойдет ли обратный эффект, не знаем. Мы должны либо делать ставку, либо подразумевать разные сценарии. Один из вероятных сценариев, что все-таки динамика курса переломится и мы можем увидеть к Новому году и 100 (руб. за доллар. — РБК), гадание на курсе неблагодарная вещь. Но мы в своих бизнес-моделях вынуждены рассматривать и такие сценарии», — пояснил глава DNS.

Говоря о влиянии маркетплейсов на ведение бизнеса, Алексеев назвал их дизрапторами (компании, которые меняют традиционный подход к работе отрасли. — РБК), которые совершили значимую революцию с точки зрения доступности товаров по всей территории страны: «Это факт на столе, его нельзя не признавать». По его словам, они перестраивали рынок, «щупая» те возможности, которыми большие игроки не могли пользоваться, не хотели, не умели или считали риск в этих вещах слишком высоким.

При этом наступает момент, когда бизнес из дизраптора превращается в большой бизнес. Сейчас два маркетплейса в России удерживают 15% всей розничной торговли, указал директор DNS. «И в этот момент мы должны сказать, это теперь будут правила для рынка, и весь рынок будет работать так», — указал он, отметив, что порядка 15% такого бизнеса основано на трансграничной торговле. Как утверждает Алексеев, это товар, который не подлежит сертификации, маркировке, с него не платится НДС, госорганы его не фиксируют. «На единицу товара, ввезенного по этой схеме, разница достигает 20%. Это никакой эффективностью не покрывается. Если это ок, весь рынок будет так работать, давайте так. Тогда через два-три года примерно 30–40% всего бизнеса будет проходить через этот канал. Но это, как бы кажется, не очень разумная политика с точки зрения государства. Потому что это дырка на таможне», — рассказал Алексеев.

По его словам, даже если товар, ввезенный таким способом, купить дешевле, в целом покупатели все равно проиграют, потому что на недополученный доход государство может отреагировать повышением НДС с 20 до 25%. В таком случае, экономя на покупке запчасти или телефона без НДС, в среднем население будет платить больше. «Чудес не бывает. Экономика замкнутый сосуд. Если убыло в одном месте, прибудет в другом. Все-таки кажется, что, глядя на отрасль, мы должны думать об общественном интересе», — настаивает глава DNS. По его мнению, государство должно подталкивать участников рынка к тому, чтобы они конкурировали не в «схематозе», а в том, кто сделает собственные процессы эффективнее и лучше условия для потребителя.

Читайте РБК в Telegram

Как продвигать частную школу в России
Почему вайб-кодинг — это управленческая, а не техническая проблема
Два тренда в спорах по корпоративным опционам. Кейсы
Гонец с дурными вестями: как говорить команде о плохом
Китай рекордно закупает СПГ из России. Поможет ли это НОВАТЭКу
Как бизнесу возместить ставки по кредитам через ЕАЭС: механика и барьеры
Должник умер: как взыскать деньги и имущество с его наследников
В мире — «великая передача богатства». Кто от нее выиграет