Эксклюзивы РБК, 05 мар, 08:50

Законодатели предложили запретить маркетплейсам платный возврат товара

Какие риски в инициативе увидели участники рынка
В Госдуму внесли новый законопроект о регулировании маркетплейсов. Он запрещает требовать с покупателя компенсацию за возврат товара, а для крупных площадок — проводить акции без согласия партнеров и брать более 10% за услуги
Читать в полной версии
Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

Во вторник, 5 марта, глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев от «Единой России» внесли в Госдуму проект закона о регулировании деятельности маркетплейсов, которые в документе названы агрегаторами информации о товарах. Документ определяет права и обязанности интернет-платформ, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов.

Законопроект предлагает ввести общее регулирование для всех «агрегаторов информации о товарах» и дополнительное для тех, которые занимают более 20% на рынке. В пояснительной записке отмечается, что законопроект должен восполнить пробелы в законодательстве, способствующие монополизации рынка и ставящие в невыгодное положение продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов и приводящие к сложности разрешения споров между ними. В тексте утверждается, что маркетплейсы, имеющие значительное положение на рынке, могут злоупотреблять возможностью одностороннего изменения условий работы вплоть до наложения строгих санкций и блокировки личных кабинетов за нарушения договоров оферты.

Предполагается, что законопроект вступит в силу 1 марта 2025 года. Контролировать соблюдение описанных в нем требований будет ФАС, следует из документа.

Кого и как будут регулировать

Авторы законопроекта предлагают ввести как общие для всех интернет-площадок правила, так и специальные для занимающих «значимое положение на рынке».

К «значимым» относят тех агрегаторов, с помощью которых было осуществлено более 20% от всех сделок между продавцами и покупателями за предыдущий год. Таким компаниям предлагается запретить:

  • изменять условия договора услуг, каким-либо образом ухудшать положение продавцов или владельцев пунктов выдачи заказов, предварительно не уведомив их не менее чем за 30 дней. Исключение — если изменения нужны для обеспечения безопасности покупателей, контрагентов или самой компании, предотвращения или устранения технических сбоев или иного вреда;
  • создавать дискриминационные условия по закону «О защите конкуренции» и препятствия для доступа на рынок;
  • навязывать не относящиеся к электронной торговле услуги, а также условия о продвижении товаров за счет снижения цены без согласия контрагента;
  • безвозмездно проводить распродажи товаров, за исключением тех, которые относятся к собственным товарам;
  • запрещать деятельность контрагентов на других площадках;
  • создавать преимущества для продажи собственных торговых марок по сравнению с товарами других продавцов.

Совокупная стоимость всех услуг подобных агрегаторов продавцу не может превышать 10% от общей стоимости товара, в отношении которого оказаны такие услуги. А суммарный размер неустоек за неисполнение продавцом договора не должен превышать 15% от стоимости услуг, в отношении которых допущено нарушение.

Для всех маркетплейсов, не только занимающих значимое положение на рынке, в законопроекте предлагается установить общие требования к договору об оказании услуг. При заключении договора площадка должна будет проверять документы и профиль контрагентов. Кроме того, интернет-площадки будут обязаны размещать форму договора на своем сайте в интернете и проверять возраст покупателей при продаже товаров для лиц, достигших определенного возраста, не допускать размещения информации о товарах, оборот которых в России запрещен или ограничен, а также подлежащих подтверждению соответствия или маркировке, если эти процедуры не проведены.

В числе других ключевых положений — запрет требовать с покупателя компенсации за возврат товара и получать такие платежи, а также закрепление за маркетплейсами права самостоятельно продавать товары, в том числе собственных торговых марок.

При этом законопроект также предусматривает внесение изменений в закон о торговле. Если маркетплейс дистанционно продает продукты питания, его отношения с поставщиками будут регулироваться как отношения розничных торговых сетей. Также предлагается утвердить требования к обеспечению антитеррористической защищенности инфраструктуры агрегаторов информации о товарах и правила их взаимодействия с госорганами, занимающимися оперативно-разыскной деятельностью или обеспечением безопасности страны.

Наконец, вводится норма, при которой правительство сможет обязать маркетплейсы маркировать отдельные товары, использовать аппаратуру для обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других запрещенных устройств, предметов и веществ.

Как предлагали регулировать маркетплейсы

За последние полгода это не первый законопроект о регулировании маркетплейсов. Осенью 2023 года группа депутатов внесла в Госдуму поправки в законы «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» и «О защите прав потребителей», по которым предполагается юридически закрепить понятие маркетплейса, ограничить частоту изменения договоров оказания услуг одним разом в год, ввести ответственность за достоверность информации на платформах, запретить им блокировать личные кабинеты партнеров и взыскивать с последних штрафы без их согласия, полностью запретить продажу собственных торговых марок для компаний с оборотом более 150 млрд руб.

В конце января Андрей Кутепов заявил о подготовке другого законопроекта, в котором предлагал ограничить возможность открывать новые логистические объекты в регионах, где доля маркетплейса на рынке превышает 25%, ввести регулирование комиссии площадок со стороны ФАС и др. В Ассоциации компаний интернет-торговли называли инициативу «не только избыточной, но и вредной», объяснив это негативными последствиями для покупателей и малого и среднего бизнеса.

В начале этого года ФАС признала Wildberries и Ozon коллективно доминирующими, заявив, что вместе они занимают более 80% на рынке. Как уточнил замруководителя ФАС Петр Иванов, выступая во вторник, 5 марта, на круглом столе по регулированию маркетплейсов в Совфеде, по итогам анализа ведомство установило, что Wildberries занимает 47%, а Ozon — 35,5%. Он отметил, что по сути маркетплейсы не являются торговыми организациями: они не реализуют товар, их отношения с покупателями, продавцами и пунктами самовывоза отличаются от отношений в структуре торговой сети. В связи с этим Иванов считает, что установка для онлайн-площадок требований, аналогичных тем, которые есть для торговых сетей, «может не разрешить существующие проблемы, а, наоборот, замедлить и ограничить развитие новых сфер ведения бизнеса».

Какими могут быть последствия регулирования

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов, выступая на круглом столе в Совфеде, указал, что в последнее время к деятельности интернет-площадок было приковано больше внимания, «чем за всю его жизнь». «Объективные данные сегодня о состоянии рынка электронной коммерции совершенно не подтверждают наличия проблем, требующих решения путем ограничения этой деятельности, а последние пять или шесть инициатив были направлены на то, чтобы запретить эту бизнес-модель как класс, либо на то, чтобы уменьшить ее рентабельности, либо на замедление развития отрасли. И понятно, что в условиях беспрецедентного давления, когда рынок испытывает невероятные сложности, такие инициативы не могут быть поддержаны ни нашей ассоциацией, ни бизнес-сообществом в целом», — заявил Соколов.

В Wildberries подчеркнули, что инициативы о новом регулировании маркетплейсов «должны подробно обсуждаться с отраслью и быть нацелены на долгосрочное стабильное развитие всех участников, а не иметь сдерживающий характер». Руководитель по работе с органами госвласти Wildberries Александр Литвак настаивает, что в пояснительных записках и текстах законопроектов, которые сейчас обсуждаются, нет обоснования проблем, их количественных характеристик и оценки последствий принятия тех или иных решений. «Мы не видим доказательств злоупотребления маркетплейсами рыночной властью, количество продавцов растет», — отметил он. В Wildberries также не видят негативных событий, связанных с распространением маркетплейсами запрещенных предметов. В компании считают, что требование по сканированию всех посылок, которые проходят через маркетплейс, может сократить скорость их оборота и вызвать дополнительные издержки для продавцов и транспортных компаний.

Глава «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что любые предложения о бесплатном возврате приведут к увеличению расходов продавцов — именно они будут его оплачивать, поскольку у существующих крупных маркетплейсов нет на это средств, они либо убыточны, либо их прибыль минимальна. По его словам, предложенный законопроект «не позволит отразить весь спектр отношений и проблем с маркетплейсами». «Затраты площадок на разные товары могут быть разными, например, когда речь идет о крупногабаритных предметах. Есть ситуации, когда возврат должен быть платным, а есть такие — когда критично, чтобы он был бесплатным, например, при отправке товара по ошибке или ненадлежащего качества. У некоторых маркетплейсов есть разные премиум-опции, когда покупатель за некую плату может получить более привлекательные условия обслуживания. Все эти нюансы невозможно отрегулировать законопроектом, поэтому он может негативно повлиять на ситуацию на рынке», — рассуждает Бурмистров. То же самое, по его словам, относится к размеру комиссии и стоимости услуг для партнеров — он различный для разных групп товаров. Бурмистров также считает предложенное регулирование избыточным. Он выразил надежду, что законодатели не станут принимать проект в предложенной редакции.

Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
Вуду-экономика. Почему США в 2025 году повторят ошибки Аргентины
Pro
Как искали кадры для высокотехнологичного предприятия — кейс
Pro
Кто в IT может получать €5 тыс. в месяц, а кто не найдет работу
Pro
Скоро работодатели смогут забраться в голову к работникам. Законно ли это
Pro
Какие способы обойти новые налоговые правила только навредят компании
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
Как малоизвестный китайский производитель смартфонов покорил рынок Африки