В России вдвое вырос спрос на программы trade-in и б/у устройства
В первом квартале 2022 года покупатели использовали программу trade-in, которая позволяет сдать старое устройство и взамен получить скидку на новое, в два раза чаще, чем за тот же период прошлого года, рассказал РБК представитель «М.Видео-Эльдорадо». В основном клиенты сдавали девайсы от Samsung, Apple, Honor, Xiaomi Redmi и Huawei (их отправляют партнерам на экологичную переработку или для дальнейшей реализации). Как уточнил Владислав Бондарев, директор ассоциации «СКО Электроника-утилизация», которая ведет с «М.Видео-Эльдорадо» совместный проект по сбору техники, значительная часть устройств, поступающих в торговые сети по программам trade-in, оказывается нерабочей.
По данным МТС, количество смартфонов, которые сдали в их сети по trade-in в первом квартале, выросло на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наиболее часто по этой программе сдавали смартфоны Apple и Samsung, средняя сумма выкупа для них составляла около 15 тыс. руб.
По мнению Антона Гуськова, представителя Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК, включает Samsung, LG, Whirlpool, Beko и др.), услуга trade-in пользуется такой популярностью из-за того, что цены на технику выросли, а доход у людей не увеличивается. По его словам, на данный момент невозможно спрогнозировать, когда цены на технику стабилизируются, так как существуют глобальные факторы, на которые рынок никак не может повлиять. «В любом случае trade-in сохранится, так как с учетом роста цен на технику старые устройства являются неким денежным активом, который можно сдать в счет новой покупки и снизить итоговую стоимость», — говорит он.
После начала военной операции на Украине некоторые страны, включая США, ввели ограничения на высокотехнологичный экспорт в Россию, после чего ряд иностранных производителей, в том числе Apple, Samsung, LG, Dell и др., ограничили поставки своей продукции в страну. На фоне дефицита и проблем с логистикой, а также нестабильности курса рубля крупные сетевые магазины техники в России начали поднимать цены на смартфоны, компьютеры, планшеты и комплектующие к ним. В частности, владелец сети магазинов DNS Дмитрий Алексеев заявлял, что вынужден был поднять цены на 30%. Впоследствии Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщала, что проверит обоснованность повышения цен на технику в DNS.
В конце марта в сетевых магазинах техники рассказывали, что запаса продукции электроники от брендов, ограничивших свои поставки в Россию, хватит на два-три месяца. Для решения проблемы производители пытаются выстроить новые логистические цепочки. Позже премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, отменяющее ответственность за параллельный импорт, то есть ввоз продукции без разрешения правообладателя. Перечень товаров, которые можно будет импортировать таким образом, должен сформировать Минпромторг.
Как растет спрос на б/у
По словам представителя «Ситилинка», в марте ретейлер зафиксировал рост спроса на подержанные устройства на треть по сравнению с февралем. По данным «Авито», продажи подержанных смартфонов в марте выросли на 16% по сравнению с февралем, а ноутбуков — на 28%.
По оценке одного из собеседников РБК на этом рынке, б/у техника занимает менее 5% в общем объеме продаж. По данным МТС, только объем рынка смартфонов в первом квартале этого года в России составил 177 млрд руб., всего было продано 6,5 млн устройств. С недавнего времени продажи б/у смартфонов запустил «Яндекс.Маркет», писали «Ведомости». Выход в этот сегмент должен помочь маркетплейсу заместить часть ассортимента, по которому наблюдается дефицит, пока устанавливаются новые каналы поставок и восстанавливаются логистические цепочки, пояснял представитель компании изданию.
По словам директора по производству собственных торговых марок компании «Марвел-Дистрибуция» Евгения Кривошеева, помимо уцененных товаров и перепродажи устройств существует еще и восстановленная техника. Он отмечает, что это не явление последнего времени, а существовавшая всегда практика. «До сих пор оно [это явление] существовало как часть сервиса производителя. Устаревшее/использованное оборудование, например купленное на условиях лизинга, возвращается вендору, который приводит его в рабочее состояние и продает по цене существенно ниже первоначальной тем, кто готов использовать устройства предыдущих поколений», — говорит он. Кривошеев рассказал, что поставки таких устройств шли официально как через независимых брокеров, так и через подразделения в составе вендоров, реализующих подержанную технику, и составляли около 5% рынка.
«Однако в текущих условиях интерес к такому оборудованию может вырасти, если ввоз новой техники будет существенно затруднен. Потому что, во-первых, учет восстановленных устройств контролируется производителями значительно меньше; во-вторых, необходим сервис текущей инфраструктуры, а значит, определенный объем запчастей. Особенно заметно это будет среди тех компаний, чей парк составляет большое количество дорогостоящих high-end-устройств. Мы увидим формирование устойчивого спроса через 12–18 месяцев», — отметил Кривошеев. Также он предупредил, что не стоит рассчитывать на то, что такое оборудование насытит рынок, так как объемы невелики. Но если ситуация с поставками будет иметь негативную динамику, то использование восстановленного оборудования станет основным способом замедлить деградацию уже развернутой импортной инфраструктуры, которую экономически нецелесообразно или невозможно немедленно заменить на отечественные аналоги.