Технологии и медиа, 06 янв 2022, 18:15

Аудитория «Иронии судьбы» 31 декабря была самой маленькой за три года

Третий год подряд вещатель, показывающий 31 декабря «Иронию судьбы», проигрывает новогоднюю гонку конкуренту. В этот раз мелодраму Эльдара Рязанова демонстрировала «Россия 1», уступившая по числу зрителей за день «Первому каналу»
Читать в полной версии
Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Российский офис компании ECI Media Management на основе данных Mediascope, официального измерителя телеаудитории, по просьбе РБК подсчитал, как россияне смотрели телевизор 31 декабря 2021 года. Сам измеритель данные опубликует лишь на следующей неделе, и эти результаты будут учитывать телевизионные предпочтения только жителей крупных городов, тогда как клиентам Mediascope доступны результаты по всей стране с учетом малых городов и сел.

Традиционно наибольшую аудиторию в последний день года собирают два крупных вещателя — «Первый канал» и «Россия 1». Весь день 31 декабря они практически без перерыва показывают советские кинохиты, а вечером — шоу-программы с участием звезд отечественной эстрады. При этом до 2017 года у «Первого канала» были эксклюзивные права на показ 31 декабря новогодней мелодрамы Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». С 2017 года вещатели показывают фильм по очереди: 31 декабря 2017 года — «Россия 1», 31 декабря 2018-го — «Первый» и т.д. На этот раз права на «Иронию судьбы» вновь были у «России 1».

По итогам полных эфирных суток 31 декабря 2021 года (на ТВ сутки начинаются в 5:00 и заканчиваются уже в 4:59 следующего календарного дня) аудитория «России 1» составила в среднем 5,692 млн человек старше четырех лет, следует из расчетов ECI Media Management. Аналогичный показатель «Первого канала» — в среднем 5,733 млн человек.

Таким образом, именно «Первый канал» оказался самым популярным каналом в последний день 2021 года. И третий год подряд подтвердилось наблюдение: вещатель, который 31 декабря показывает «Иронию судьбы», не может собрать максимальную за сутки аудиторию. В 2019 году «Россия 1» проиграла новогоднюю гонку «Первому», в 2020-м уже «Первый» пропустил вперед «Россию 1», в 2021-м «Россия 1» опять не смогла выйти на первое место.

В пресс-службе «Первого канала» не ответили на запрос РБК, представитель ВГТРК («Россия 1» является флагманским каналом госхолдинга) лишь заявил, что в своей политике ВГТРК не ориентируется на результаты измерений по всей стране. Но два года назад, в январе 2020 года, заместитель гендиректора ВГТРК Александр Нечаев, комментируя ту неудачу своего канала в новогодней гонке, признавал, что ни один фильм не является гарантией успеха у аудитории. Год назад, в январе 2021-го, когда «Ирония судьбы» не помогла уже «Первому каналу», Нечаев заверял, что «Россия 1» все равно 31 декабря 2021 года покажет мелодраму. «Для миллионов зрителей в России и за рубежом эта картина является символом и традицией празднования Нового года», — отмечал Нечаев.

В этот раз «Россия 1» изменила время показа «Иронии судьбы». Если в предыдущие годы фильм начинался в вечерние часы, то на этот раз мелодрама для жителей европейской части страны стартовала в 15:35 мск и закончилась в 18:50 мск, после нее вещатель показал еще две комедии — «Бриллиантовую руку» и «Джентльмены удачи». А стандартный повтор на следующий день, 1 января, «Иронии судьбы» начался очень рано — еще в 4:20 мск (фактически это были еще эфирные сутки 31 декабря 2021 года).

В результате в последний день 2021 года аудитория «Иронии судьбы» оказалась самой маленькой за три года, когда телеизмерения охватывают всю страну. 31 декабря 2019 года мелодраму на «России 1» посмотрели почти 6 млн человек старше четырех лет, 31 декабря 2020-го на «Первом» — 8 млн, 31 декабря 2021 года — менее 5,8 млн зрителей.

Примечательно, что на этот раз «Первый канал» 31 декабря показал ближе к вечеру (с 17:30 до 19:25 мск для европейской части страны, когда в эфире «России» еще шла мелодрама Рязанова) свой сиквел 2007 года «Ирония судьбы. Продолжение», но и он не вызвал большого интереса. Его аудитория составила в среднем 5,4 млн человек старше четырех лет.

«Россия 1» уступила «Первому каналу» не только гонку за все эфирные сутки 31 декабря 2021 года, но и непосредственно последние предновогодние и первые часы 2022 года, которые привлекают максимум зрителей. С 22:00 31 декабря по 2:00 1 января аудитория флагманского канала ВГТРК, по подсчетам ECI Media Management, равнялась в среднем 9,3 млн человек старше 4 лет, тогда как у «Первого» это были почти 13 млн человек.

«Россия 1» показывала с 22:05 до выступления президента России традиционный «Новогодний парад звезд», а после полуночи — не менее традиционный «Новогодний голубой огонек». На конкурирующем канале в 22:15 началась «Новогодняя ночь на «Первом». 30 лет спустя», которая продолжилась и после поздравления Владимира Путина. Вещатель анонсировал эту программу как 40 хитов 1990-х годов: «Под них мы танцевали и целовались, признавались в чувствах или просто отрывались на дискотеках... Новогодняя ночь на «Первом» — это совсем не огонек, это бушующее пламя».

Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Список требований к директорам по маркетингу вырос. Чего от них ждут
Pro
Каким работникам ни за что нельзя носить форму — The Economist