Технологии и медиа, 06 июл 2016, 01:01

«Яндекс» и Baring Vostok вложили $5,5 млн в сервис вызова врача на дом

«Яндекс» и фонд Baring Vostok инвестировали в сервис DOC+, который позволяет пользователям вызвать врача на дом. Сумма раунда составила $5,5 млн. В будущем сервис планирует выйти на рынок телемедицины
Читать в полной версии
Фото: Никита Попов/РБК

Миллионы на вызов

Сервис для вызова врачей на дом DOC+ привлек $5,5 млн инвестиций от компании «Яндекс» и фонда Baring Vostok, сообщил РБК сооснователь стартапа Виктор Белогуб и подтвердил представитель интернет-холдинга. Сумма вложений каждого инвестора собеседники РБК не раскрывают, известно лишь, что ведущим инвестором раунда стал Baring Vostok.

Фонд и «Яндекс» получат миноритарный пакет в компании, уточняет Белогуб. Точный размер пакета он не раскрывает. ​Представитель фонда к моменту публикации не ответил на вопросы РБК.

Сервис заработал в сентябре 2015 года. В том же году компания привлекла первые инвестиции — в общей сложности 35 млн руб. от группы частных инвесторов. Среди них управляющий директор интернет-ретейлера Lamoda Флориан Янсен, гендиректор OneTwoTrip Михаил Соколов, исполнительный директор фонда Winter Capital Михаил Цыферов. Все они, как и три сооснователя стартапа, сохранят свои доли в компании.

Кроме того, у сотрудников DOC+ есть опционы: с их учетом и долей создателей компании, можно говорить, что «команда сохранила контроль», отметил Белогуб. Он не назвал конкретные доли сооснователей и размер опционов. По данным «СПАРК-Интерфакс», Белогуб по состоянию на апрель 2015 года был единственным владельцем ООО «Новая медицина» (юрлицо сервиса), после собственником 100% компании стала кипрская фирма «Брендино Инвестментс Лимитед».

Финансовые показатели компании Белогуб не раскрывает. В «СПАРК-Интерфакс» также нет отчетности «Новой медицины». За все время работы сервис выполнил 12 тыс. вызовов, цена вызова в Москве составляет 2 тыс. руб., в Подмосковье — 2,9 тыс. руб. Таким образом, выручка компании за примерно 10 месяцев работы могла составить около 25 млн руб. Белогуб рассчитывает, что сервис начнет «обрабатывать» по 1 тыс. вызовов в день — когда именно, он не уточняет. Сейчас с DOC+ работают более 15 страховых компаний (например, «Ингосстрах», «АльфаСтрахование», «Русский Стандарт Страхование»), которые включают его в свои программы добровольного медицинского страхования, а также около пяти клиник, для которых DOC+ осуществляет выезд врачей к пациентам.

Привлеченные средства DOC+ потратит на выход в новые регионы. Пока сервис работает только в Москве и Подмосковье, но осенью Белогуб планируется запустить DOC+ в Санкт-Петербурге, в ближайшие два-три года — в других городах-миллионниках России. Часть денег инвесторов пойдет на расширение списка предоставляемых услуг и маркетинг.

В частности, DOC+ намерен заняться телемедициной (оказание медицинских услуг дистанционно) после того, как будет принят закон, разрешающий такую деятельность. Технологическое решение у компании уже готово, говорит Белогуб. По существующему законодательству оказывать некоторые услуги пациентам (например, выписывать рецепт, ставить диагноз) дистанционно запрещено. Однако «разрешительный» законопроект для телемедицины был внесен в Госдуму 30 мая: в разработке документа участвовали представители Института развития интернета (ИРИ), Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) и «Яндекса».

Вклад на перспективу

«Достаточно высокая» оценка компании связана с тем, что у медицинского бизнеса есть свои ограничения: лицензия оформляется на клинику, к которой прикрепляются все врачи, объясняет управляющий портфелем ФРИИ Сергей Негодяев. «Поэтому масштабирование такого стартапа может стать проблемой: не получится, к примеру, кратно увеличить число врачей, не решив проблему увеличения площади условной клиники», — объясняет Негодяев. Белогуб подтвердил, что DOC+ работает по модели, описанной Негодяевым.

По российским меркам инвестиции в размере $5,5 млн в стартап — действительно довольно большая сумма, согласен с Негодяевым управляющий директор фонда Prostor Capital Алексей Соловьев. Он считает, что крупный транш — это аргумент «в пользу перспективности и огромного потенциала» проекта.

Основной «козырь» DOC+ — стандартизация услуги: пациент должен точно знать, какой сервис он получит — во сколько приедет врач, какие услуги окажет, какие деньги ему нужно заплатить, объясняет Соловьев. С тем, что проект перспективный, согласен и сооснователь сервиса Profi.ru и инвестор Егор Руди. Пока у DOC+ ограниченный набор услуг, но для покрытия типовых болезней это хороший сервис: как минимум компания уменьшит барьеры при обращении к врачам, говорит Руди.

Медицина через интернет «кажется большим рынком», где «уже завтра могут появиться новые звездные компании», считает Негодяев. По его мнению, для «Яндекса» инвестиции в DOC+ — это не столько бизнес-кейс «на сегодня», сколько последовательная история и «способ застолбить за собой перспективную поляну». У интернет-холдинга уже есть проекты, связанные с медициной: «Яндекс» анонсировал разработку платформы удаленной диагностики рака с участием «АстраЗенека» и Yandex Data Factory.

DOC+ развивает идеи, которые интересны «Яндексу»: медицинские сервисы со временем смогут стать «новой большой историей для Рунета», подтверждает представитель компании. «Яндекс» видит будущее в простых и удобных сервисах, предоставляющих услуги в реальном времени», — отмечает собеседник РБК. В середине июня вице-президент по корпоративным отношениям «Яндекса» Марина Янина, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, заявляла, что компании было бы интересно создать «единый медицинский сервис», который позволял бы пользователям хранить всю информацию о своем здоровье, системно обрабатывал ее, давал советы и т.д.

Представитель «Яндекса» не уточнил, насколько активно интернет-гигант планирует участвовать в операционном управлении DOC+ и есть ли планы по интеграции сервиса в структуру компании. ​Белогуб не исключил, что в будущем его компания может быть поглощена, но пока это не обсуждается. По его словам, думать о продаже бизнеса преждевременно. Соловьев из Prostor Capital считает, что возможной «ложкой дегтя» для DOC+ может стать отсутствие в России потенциальных стратегов (компаний, потенциально заинтересованных в покупке профильных для себя стартапов). Заметных прецедентов покупки медицинских сервисов на рынке пока не было, указывает Соловьев.

При участии Алены Сухаревской

Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Атака на рассвете: почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски