Технологии и медиа, 06 июл 2018, 09:38

Минтранс потребовал от авиакомпаний хранить данные пассажиров в России

Попытка локализовать системы бронирования в России предпринималась три года назад, но тогда авиакомпаниям и профильным объединениям удалось отстоять свою позицию
Читать в полной версии
Фото: Андрей Любимов / РБК

Министерство транспорта России обнародовало проект постановления правительства, который предусматривает перенос на территорию России серверов и баз данных систем бронирования и продаж авиаперевозок по стране. Документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.

Требования касаются информационных систем, которые обеспечивают бронирование и продажу перевозок на территории России, хранят и отображают информацию о расписании рейсов, наличии мест, тарифы, а также данные о регистрации пассажиров и о взаиморасчетах между всеми участниками процесса продажи перевозок.

Согласно проекту постановления, с 1 января 2020 года серверы и базы данных таких систем должны находиться на территории России. Также в России должен быть зарегистрирован провайдер системы бронирования. Требование касается инвенторных систем бронирования, управляющих местами на рейсах авиаперевозчиков, но не распространяется на глобальные дистрибутивные системы, обеспечивающие продажи авиаперевозок через туристических агентов и агрегаторы.

Это не первая попытка обязать авиакомпании хранить данные пассажиров в России. В 2015 году вступили в силу поправки в закон «О защите персональных данных». Изначально под этот закон должны были подпасть также системы бронирования авиабилетов. Тогда Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) предупредила, что такие требования лишат россиян возможности пользоваться глобальными интернет-сервисами. Позже стало известно, что Минкомсвязи освободило системы бронирования от обязанности хранить данные на российских серверах.

Для бронирования авиабилетов используются системы GDS, серверы которых находятся за рубежом. Среди таких систем, в частности, американская Sabre (ею пользуется «Аэрофлот»), которая, по подсчета «Ведомостей», в 2017 году являлась крупнейшим провайдером в России с долей 38,5%. Есть также российская система бронирования «Сирена-Трэвел» (ею пользуется компания Utair): она, по данным издания, занимала на рынке 30%. Как указывает издание, еще 14,5% приходится на SITA (использует S7) и 7,5% — на Amadeus (используют «Уральские авиалинии»). Также существует «Национальная система бронирования», запущенная в 2017 году. Это проект, разработанный «Ростехом» в партнерстве с аэропортом Внуково, сейчас НСБ полностью внедрен в авиакомпаниях «Азимут» и Atlas Global.

В разговоре с «Ведомостями» топ-менеджер одного из иностранных провайдеров отмечает, что для выполнения требования Минтранса зарубежным провайдерам придется создать полноценные вычислительные центры в России, а это «сотни миллионов долларов инвестиций». Топ-менеджер российского провайдера в свою очередь отметил, что, в частности, Sabre в такой ситуации, скорее всего, выберет вариант отказаться от работы с «Аэрофлотом». «Аэрофлот» и S7 также могут выбрать российскую систему, отметил первый собеседник издания, добавив, что при этом отечественные варианты не могут обеспечить все требования таких крупных компаний.

Минтранс в проекте постановления объясняет, что все эти меры нужны в том числе для того, чтобы обеспечить суверенитет России при выполнении внутренних воздушных перевозок и безопасность персональных данных пассажиров, а также для противодействия терроризму. ​ «Для России крайне важно укреплять суверенитет во всех отраслях, включая и эту... Если зарубежные компании захотят работать в России, им придется перейти на новые стандарты», — сказал в разговоре с «Ведомостями» представитель «Ростеха».

В пресс-службе Utair РБК подтвердили, что компания использует системы российского производства, в том числе «Сирену-Трэвел», и что все серверы компании находятся в России. Как отмечает Utair, уровень стабильности «Сирены-Трэвел» соответствует аналогичным западным системам, а «принципиальной разницы в цене между российскими и международными провайдерами нет». «Поэтому провайдер авиакомпании уже соответствует требованиям Минтранса», — сообщили в пресс-службе.

В пресс-службе «Уральских авиалиний» отказались прокомментировать данную инициативу Минтранса. РБК направил запрос в авиакомпании S7 и «Аэрофлот».

В конце июня стало известно, что одна из структур «Ростеха» — АО «Национальные туристические технологии» — стала оператором информационной системы «Электронная путевка». Она должна была быть запущена с начала 2018 года, однако необходимые для этого изменения в законодательстве не были приняты и до сих полностью не готовы. ​Ростуризм, выступавший заказчиком «Электронной путевки», предполагает, что проект стоимостью 500 млн руб. станет механизмом контроля за туристической отраслью. С помощью системы туристы смогут отслеживать в том числе данные об оплате туроператором трансфера, гостиницы, страховки и других услуг.

Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом