Технологии и медиа, 06 окт 2015, 00:18

Подальше от России: почему норвежская Telenor выходит из VimpelCom

Норвежская Telenor продает свою долю в VimpelCom, акционером которой она была более 15 лет. Среди возможных причин — падение показателей VimpelCom, падение рынков, на которых она работает, и коррупционные скандалы
Читать в полной версии
Фото: Global Look Press

Telenor выходит

5 октября норвежская телекоммуникационная компания Telenor объявила, что хочет продать свои 33% акций VimpelCom Ltd. Она оценивает этот пакет в $2,4 млрд, что соответствует вчерашней капитализации холдинга на американской NASDAQ — $7,2 млрд.

VimpelCom владеет операторами связи в России, на Украине и в других странах бывшего СССР, в Италии и Африке; на середину этого года у нее было 213 млн абонентов мобильной связи. Основным владельцем холдинга — почти 48% голосующих акций — является LetterOne Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева (они же основные владельцы «Альфа-Групп»).​

Источник, близкий к российским акционерам VimpelCom, говорит, что для LetterOne объявление Telenor стало неожиданностью. По его словам, у LetterOne нет преимущественного права выкупа акций. Источник, близкий к акционерам LetterOne, говорит, что холдинг не собирается выкупать долю Telenor: «У нас и так большая позиция». Представитель LetterOne отказался от комментариев.

Telenor рассмотрит все предложения, чтобы найти лучшее решение для компании и ее акционеров, обещает представитель Telenor Гленн Манделид.

В сообщении Telenor отмечается, что Telenor инвестировала в VimpelCom 15 млрд норвежских крон (по курсу на 5 октября — примерно $1,8 млрд), получив 20 млрд крон ($2,4 млрд) в виде дивидендов. «Решение выйти из бизнеса VimpelCom основано на нашем убеждении в том, что сейчас мы самостоятельно сможем более успешно создавать стоимость на наших основных направлениях деятельности», — заявил РБК представитель Telenor.

Причины для выхода

Выручка и EBITDA VimpelCom падают; во втором квартале 2015 года — на 26%, до $3,76 млрд, и на 27%, до $1,5 млрд соответственно (по сравнению с аналогичным периодом 2014 года). В апреле 2015 года ушел в отставку глава VimpelCom Джо Лундер, его место занял экс-председатель правления французской телекоммуникационной компании SFR Жан-Ив Шарлье. В августе VimpelCom объявила о новой стратегии: компания планировала сокращать расходы, чтобы увеличить денежный поток на $750 млн.

VimpelCom постепенно снижала свой вклад в стоимость Telenor, в то время как стоимость основного бизнеса Telenor росла, объясняет норвежская компания. Сегодня рыночная стоимость акций VimpelCom составляет примерно 8% капитализации Telenor. VimpelCom дешевеет: с начала прошлого года его котировки упали примерно на 70%. В своем сообщении Telenor отмечает, что только в третьем квартале этого года планирует списать около 7,5 млрд крон в связи с обесценением акций VimpelCom.

Рынки России и СНГ в целом становятся менее привлекательными, их рост замедляется, рентабельность не растет, а конкуренция на этих рынках высокая, рассуждает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Telenor покупала долю в VimpelCom в 1999 году как российский актив, напоминает руководитель управления аналитических исследований «Уралсиба» Константин Чернышев: норвежская компания вкладывалась в быстрорастущий ненасыщенный рынок связи.​ По итогам 2014 года Telenor называла VimpelCom своим «главным разочарованием» из-за падения курсов национальных валют в странах, где работает оператор.

Решение Telenor может быть связано с коррупционным скандалом. В августе стало известно, что власти США обратились к пяти европейским странам с запросом об аресте активов на $1 млрд. По мнению американского следствия, эти активы связаны с делом о предполагаемых откатах МТС, VimpelСom и шведско-финской компании TeliaSonera властям Узбекистана (за право вести в этой стране бизнес). TeliaSonera в сентябре уже объявила, что будет сокращать присутствие в Евразийском регионе (Азербайджане, Грузии, Казахстане, Молдавии, Непале, Таджикистане и Узбекистане), указывает управляющий партнер UFG Private Equity Артур Акопьян. Основной владелец Telenor — правительство Норвегии, это требует повышенной прозрачности работы, отмечает он.

Война акционеров VimpelCom

С самого начала интересы норвежских и российских акционеров VimpelCom противоречили друг другу. Telenor нужна была компания, чтобы работать на локальном растущем рынке России и стран СНГ, а «Альфа-Групп» — чтобы построить глобальный международный бизнес. Выходя на новые рынки, VimpelCom де-факто становился конкурентом Telenor, поэтому такие выходы сопровождались акционерными скандалами.

Украина

В 2005 году между Telenor и «Альфа-Групп» возник акционерный конфликт из-за того, что российский еще тогда «ВымпелКом» вышел на рынок Украины, купив оператора «Украинские радиосистемы». Норвежская компания пыталась предотвратить эту сделку, так как в этом регионе уже работала компания «Киевстар», акционером которой она являлась. Но «Альфа-Групп» нашла способы настоять на своем. Конфликт завершился в 2010 году объединением российских и украинских активов Telenor и «Альфа-Групп»: так появилась VimpelCom Ltd со штаб-квартирой в Нидерландах, в которой доля «Альфа-Групп» на тот момент составляла 43,9% голосующих акций, а Telenor — 35,4%.

Европа и Азия

В 2011 году VimpelCom приобрела телекоммуникационные активы египетского миллиардера Нагиба Савириса за $6,6 млрд. Эта сделка позволила компании выйти на рынки Африки, Азии, Канады, Греции и Италии, увеличив количество абонентов более чем до 170 млн человек. После этой сделки норвежцы и россияне стали наперегонки увеличивать свой пакет в компании. За «Альфу» вступились Федеральная антимонопольная служба, которая оспорила действия Telenor в суде, заявив, что норвежцы обязаны были согласовать увеличение своей доли с российским правительством, и депутаты, которые поддержали службу своими запросами. В итоге «Альфа» собрала пакет VimpelCom, который позволяет ей контролировать компанию.

Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов